Нет музея хуже Прадо, или Крайне субъективный ТОП европейских музеев

Нет музея хуже Прадо, или Крайне субъективный ТОП европейских музеев

Раздел: Отчёты

25.09.15,








Люблю улетать и люблю возвращаться


Я прилетела в Мадрид, чтобы увидеть Прадо. Как оказалось, в музеи испанской столицы, включая главный, легко попасть бесплатно: свободный доступ в Прадо открывается каждый (!) день за 2 часа до закрытия. Впрочем, экономия 14 евро на прекрасном обернулась катастрофой...

Не совсем честный проход километровой очереди по схеме, отработанной ещё в студенческие годы, занял минут 20, ещё 10 ушло на то, чтобы сориентироваться на месте - осталось 1,5 часа. На карте музея шедевры были любезно расписаны по залам, но это мало спасало от метаний по широко раскиданным, неудобно расположенным и холодным галереям: «Остался час, где же Гойя?!». Я замерзла и устала, не увидев и половины. Рядом остановилась девушка. Она подошла к отмеченной на карте картине, несколько секунд смотрела на неё, сделала отметку (плюсик, но я успела заметить и минусы) и пошла дальше. Я оценила её прагматичный подход, вполне оправданный в условиях дефицита времени и масштабности представленных коллекций, но знала: я так не смогу. Мне нужно время, точнее — потерять ему счёт, чтобы замирать, разглядывать и восторгаться. Но время вышло, музей закрывался, и моему разочарованию не было предела. Пытаясь согреться под лучами заходящего мадридского солнца, я составила личный и очень субъективный ТОП любимых европейских музеев.

1. Музей Ван Гога, Амстердам



http://www.vangoghmuseum.nl/en

Входной билет – 17 евро; 1,6 млн посетителей в год.


«Посещение музея длится в среднем 75 минут», — сообщал сайт. Я существенно изменила эту статистику, когда пришла туда к 10 утра, а вышла — в 2 часа дня. В тот момент я уже знала: это мой самый любимый музей. Здесь прекрасно всё, и речь не только о главном — картинах гениального и сумасшедшего Винсента Ван Гога, который за 37 коротких лет создал множество разных, но неизменно впечатляющих работ: мрачных «Едоков картофеля» и яркую «Спальню», незамысловатые «Подсолнухи» и безнадёжное «Пшеничное поле с воронами». Я поняла, что пропала, заглянув Ван Гогу в глаза (экспозицию открывает галерея «селфи» художника). Есть в его картинах что-то такое, что проникает под кожу и бросает в дрожь, и вот я уже выхожу на лестницу, чтобы поплакать. Картины сопровождаются не менее интересными вещами — фотографиями родных и друзей, письмами к младшему брату Тео, предметами интерьера. Ещё одна фишка — интерактивные стойки: водя пальцем по экрану, можно увидеть наклейки с разных выставок на обороте картины или то, как выглядит нарисованное Винсентом место на самом деле. Уже на выходе можно надолго застрять в museum shop, здесь множество красивых и изящных вещиц, не только стандартных блокнотов и кружек, но и, к примеру, украшений или шейных платков. Вы можете войти в музей, не зная о Ван Гоге ничего, кроме имени, и выйти, представляя всю историю его жизни, семьи и коллекции.

2. Музей Орсе, Париж



http://www.musee-orsay.fr/en

Входной билет — 11 евро (бесплатно — в первое воскресенье месяца); 3,5 млн посетителей в год.


Между Лувром — самым посещаемым музеем мира — и Орсе я сделала неочевидный выбор. Но страсть моя к импрессионизму столь сильна, что даже в великолепном Эрмитаже я сразу иду на 3-й этаж, в гости к Матиссу и Пикассо. Так что Лувром я восхищалась лишь снаружи, а Орсе… Ах, Орсе! Музей, открывшийся в 1986 году в восхитительном здании бывшего ж/д вокзала, располагает самой большой коллекцией работ импрессионистов и постимпрессионистов, и её осмотр, знаете ли, дался мне непросто. Я самая несентиментальная девушка в мире и куда больше люблю смеяться, чем плакать, но тут… У «Руанского собора» Клода Моне шумели на полу дети, перебивая учителя, сновали толпы туристов, а я стояла в слезах — от нежной дымки и призрачности. Тогда я впервые в жизни плакала в музее (второй и последний раз это случилось у «Подсолнухов» Ван Гога). Если вы любите импрессионизм, этот музей обязателен для неспешного и вдумчивого визита. Приятный бонус — можно подняться на крышу и, купив недешёвый сэндвич, полюбоваться Сеной.

3. Новый музей Акрополя, Афины



http://www.theacropolismuseum.gr/en

Входной билет — 5 евро (бесплатно — 3 дня в году); 1 млн посетителей в год.


Акрополь — главное место силы греческой столицы. С холма, на котором он был построен, я не могла уйти больше часа, бесконечно наматывая круги и любуясь Парфеноном (похожие чувства мне довелось испытать лишь однажды, тоже на горе, у старинного замка Святого Георгия в Лиссабоне). Но не менее сильным оказалось впечатление от расположенного неподалеку музея Акрополя. Музей совсем новенький, его открыли лишь в 2009 году, а вот экспонаты насчитывают не одну тысячу лет. Здесь собраны скульптуры из храмов Акрополя, фрагменты Парфенона. Как и в национальном археологическом музее Афин, ты вдруг чётко и наглядно осознаешь, какой древней — и какой прекрасной! — является греческая культура.

4. Музей Анны Франк, Амстердам



http://www.annefrank.org/

Входной билет — 9 евро; 1,2 млн посетителей в год.


В этот музей сложно попасть (в любую погоду ко входу тянется длинная очередь), но ещё сложнее о нём писать. Здесь в годы второй мировой войны более двух лет скрывалась юная еврейка Анна Франк, её родители, сестра, друзья семьи. Анна взрослела, доверяя сокровенные мысли своему дневнику, который начала вести ещё на свободе. Она мечтала о долгой жизни, семье, карьере писательницы. Жизнь распорядилась иначе: из 8 жителей убежища выжил только Отто Франк, отец Анны, остальные погибли в концлагерях. Именно он открыл этот музей и настоял на том, чтобы в комнатах, где они жили, не ставили мебель. Эта пустота и очень скудный свет вместе с цитатами из дневника на стенах делают свое дело: ты начинаешь ощущать себя узником. Этот очень грустный, но очень нужный музей напоминает о страшных временах и, хочется верить, убережёт нас от их повторения.

5. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, Милан



http://www.vivaticket.it/

Входной билет – 8 евро.


Да, это не музей. Это одна-единственная картина — «Тайная вечеря», точнее роспись, созданная Леонардо да Винчи более 500 (!) лет назад на стене доминиканского монастыря в Милане. Группы по 20 человек допускаются сюда строго по часам и всего на 15 минут, покупка билетов сильно заранее на выбранный день и час — обязательна. Впрочем, вам вполне может повезти, как мне. Я узнала о «Вечере» за пару дней до отлёта, и каким-то чудом лишний билетик нашёлся на нужное время. Несмотря на легко объяснимую тусклость красок, работа Леонардо впечатляет. Четверть часа пролетает как одна минута, а ты всё стоишь и вглядываешься в лица Иисуса и апостолов в знаменательную ночь, последнюю перед арестом и казнью. Несмотря на пролетевшие с момента создания столетия, вызываемые росписью эмоции (в отличие от красок) не тускнеют — для меня это верный признак шедевра. На выходе специально для насмотревшихся «Кода да Винчи» экскурсовод уточнила: на полотне рядом с Христом вовсе не Мария Магдалина, а все-таки Иоанн, самый юный из апостолов.

6. Пергамский музей, Берлин



http://www.smb.museum/en/museums-and-institutions/pergamonmuseum/home

Входной билет — 12 евро; 1,26 млн посетителей в год.


Готовясь к поездке в Берлин, я многократно встречала строгий вердикт: ехать не нужно и смотреть нечего. Да, этому городу далеко до прелестей Парижа и Рима, но посмотреть тут есть что. Взять хотя бы Музейный остров, из 5 музеев которого я выбрала Пергамский музей, названный в честь главного экспоната — алтаря из города Пергама (в 1945 году он был вывезен в нашу страну и почти 10 лет хранился в Эрмитаже). Он поражает размахом и красотой — чтобы справиться с эмоциями, только и остается, что присесть на его ступеньки и в немом восхищении глядеть по сторонам, рассматривая барельефы (некоторые из них восстановлены  лишь частично). Не менее прекрасны другие шедевры — ворота Милетского рынка и ворота в честь богини Иштар из Вавилона.


7. Прадо, Мадрид


https://www.museodelprado.es/en/

Входной билет — 14 евро (свободный вход — каждый день за 2 часа до закрытия); 2,8 млн посетителей в год.


...Я вернулась сюда через день, утром, едва музей открыл свои двери. Заплатила 14 евро и гуляла по залам, забыв про время. Среди 8 тысяч картин очень легко найти «свои». Мои — это Босх, Веласкес, Брейгель, Эль Греко и Гойя, конечно, Гойя! В Прадо несколько десятков его картин — таких разных, но неизменно прекрасных. Прадо собрал замечательные образцы европейской живописи средних веков, и, если вы любите классическое искусство, вам непременно нужно приехать сюда, на край Европы.

А можно никуда не ехать, а в выходные сходить в музей в своем городе. Я верю, что в каждом, даже самом крошечном и провинциальном из них есть что-то, достойное нашего внимания, чувств, времени, а иногда и слез.



КОММЕНТАРИИ
Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться:
Vk / Fb / Email
Очень красивый отчет! мне надо в Прадо)

Германия

Не забудье подписаться на нас в социальных сетях

мы не перестанем вдохновлять вас на путешествия!



Спасибо, уже