Как я ездила в ГОА – 2

Лягушка-путешественница

Как я ездила в Гоа – 2. Апрель 2014

О том, что мужчины и женщины разные, я в глубине души подозревала, но чтобы настолько! Вдвоем с Вовой ехали в отпуск впервые. Оказалось, что у каждого свой способ собраться в путешествие. Вова смотрит на ОГоа.ру, где взять байк и какими маршрутами ехать. Я – темы про статистику травм, падений и аварий и контакты, куда обращаться в случае несчастного случая. Списки вещей тоже разные: у Вовы – паспорт и деньги, с трудом уговорила взять купальные трусики; у меня список в три раза больше: во-первых, мой список в число необходимых вещей включает фен, шампунь, лейкопластырь, цитрамон, нарукавники для плавания и т.д., во-вторых, считаю, что вещи надо брать такие, чтобы хотя бы первые сутки не бегать по окрестностям в поисках необходимого.

Наконец, последний рабочий день, выпили на работе мартини, закусили шарлоткой, и я помчалась домой за чемоданом и Вовой. В аэропорт ехали на вишневой «Тойоте». Таксист  –  женщина. Вообще-то, я сама за рулем 3 года, и пока еще не считаю себя идеальным водителем. Но эта женщина была прекрасна! Вова в немом восхищении смотрел, как она ловко попадала в каждую яму, скрупулезно соблюдая скоростной режим – 50 км/ч по пустому ночному городу. Хорошо, что выехали заранее. На заднем сиденье машины лежала гитара: видимо, если уж поездка не удалась, водитель хотя бы споет…

Вот этот первый абзац пишу у моря на фоне гаснущего заката. Теплый ветер и индийская музыка

Живем в Уторде – это южный Гоа, недалеко от Даболима. Отель The Village Inn – 2*.

Эти места пока не избалованы туристами. Поэтому номера просторные, неубитые. Почти новая мебель, чисто, приветливый персонал. Цены в ресторанчике немного ниже, чем в шеках на пляже. До пляжа  примерно километр. В поселке нет торговых центров и рынков. Есть пара лавочек с мелочью: печенье, вода, маленькие флакончики шампуня и бальзамов, какая-то бакалея. Если не лень ездить на такси или байке по окрестностям – то рекомендуем.

– Что за страна, – в первый день сказал Вова, – не едят майонез. И уже был готов поставить крест на Гоа и всей Индии, но тут подвернулся байк.

Байк и Вова

Маргао – Колва. В первый день решили осмотреться, сходили на пляж, осознали, что отпуск, и расслабились. Выйдешь из отеля – и как в сказке: направо пойдешь – сим-карту купишь, налево пойдешь – на пляж попадешь. Продавец в магазине сказал, что его друг дает в аренду байки. «Мы уже знаем, где взять», – беспечно отмахнулся Вова. (Понимаете, что байк мы взяли, в конце концов, у этого друга?)))). Во второй день поехали в Маргао – что-то вроде районного центра. На автобусе минут 15. Хорошо, что надела длинный сарафан и палантин – и так на нас, белых, смотрели, не отрываясь. А в шортах и майке чувствовала бы себя вообще голой. Маргао – шум, мусор, печет солнце. У въезда в город – сильный запах рыбы. Рыбный рынок – хочу туда! Автобус привез нас к маленькому парку в центре. Цветы, газон(!), свежесть  и прохлада. Здесь и везде следы португальского присутствия: памятники, часовни, церкви и т.п. Любое растение, кроме бамбука, наверное, здесь цветет. Абсолютно сухая голая ветке может внезапно распуститься необыкновенной красоты цветком.

Жара, жара, жара. Она притупляет все эмоции и впечатления. Поэтому в самом необыкновенном месте ищем не красоту и экзотику, а тень и холодную воду.

Итак, мы в Маргао. Я требую магазины. Вова бодро включает навигатор и гордо показывает: все улицы в радиусе полутора километров утыканы магазинами. Рай! Через полчаса блужданий по жаре убеждаемся, что навигатор выдает в списке все торговые точки, вплоть до лавочек, в которых продается две зажигалки. Ощущение праздника на непривычной жаре тает. Опять эта Тамара! Надо сказать, что пару лет назад Вова в навигаторе завел Тамару, она выстраивает маршрут и противным голосом может говорить «поверните направо». С ней мы ездили из Перми в Казань, Ижевск, Тобольск и т.д. Загадочная женская душа, она безукоризненно ведет себя на трассе, но в любом населенном пункте выдает самый длинный и неудобный маршрут с пробками. Здесь она опять оказалась в своем репертуаре. Кое-как нашли рынок, побродили среди мешков риса, специй и всякой всячины. Как мы поняли, это был Нью Маркет. А есть еще старый рынок, который мы нашли во второй поездке в Маргао, он оказался гораздо больше, интереснее и колоритнее.

На обратном пути решили в Колве взять в аренду байк. Колва – это поселок как раз на полпути между Утордой и Маргао. Там несколько отелей, поэтому есть улица с лавочками (одежда, сувениры и т.п.) много ресторанчиков и закусочных. Спросили про байк в паре мест, но везде просили права. Их мы решили категорически не отдавать, а всем предлагали копию. Народ мотал головой: мол, нет, не пойдет. После третьего отказа Вова приуныл, а я, наоборот, приободрилась: если байк не найдем, можно будет через день ездить с комфортом на такси! И тут Вова сказал, что если байк мы не найдем, то он до конца отпуска упадет на стакан… Вообще-то, он выпивает редко, но это меня заставило задуматься, видела я пару раз таких персонажей…, поэтому я энергичнее затопала и перестала отвлекаться на «мадам, посмотри мой магазин».  Проблуждали по непонятным улицам, учуяли море, не сговариваясь, повернули в его сторону и оказались в центре рыбачьей деревушки. Сети, рыба вялится практически на земле, сильный рыбный запах, то ли хижины с низкими стенами, то ли крыши стоят прямо на земле – специально мы бы такое не нашли.

Утомленные поисками и солнцем, двумя бледными камбалами мы выбрались на пляж. Весь Вовин вид выражал отчаянное желание обрести байк, а я просто хотела пить. Фруктовые коктейли нам принесли со льдом! Предупредить, что безо льда, мы забыли, а отказываться было неудобно. Мы выпили их и покорно приготовились ждать неизбежного. Вечером обложились имодиумом, аспирином и пантенолом, ждали, что будет. Вроде, пронесло – в смысле, обошлось. Потом в Панаджи пили в кафе очень вкусный лимонад  с мелко колотым льдом – ужасно вкусно. Ничего не произошло ни в тот раз, ни потом. От Колвы до Уторды 3 км по пляжу. По кромке воды я могу шлепать часами. Но где-то там нас ждал байк, пришлось выходить на дорогу и искать наше счастье. Обратно в отель доехали на «тук-туке» – такой мокик с кабиной сзади. Тесно, но мчит с ветерком. Как бы то ни было, но через час мы раздобыли байк за 300 рупий в сутки и почти полным баком. О горе мне, горе!! )))

Тем же вечером мы поехали на картинг

Первый раз на почти мотоцикле в незнакомой стране с левосторонним движением – ну вы меня поймете)))) Из экстрима железнодорожный переезд и полтора километра по NH17 – нешнл хайвей (две полосы в одну сторону, две в другую). 6 вечера, а на картинге никого. Нам продали билеты, заставили расписаться, что хозяева ответственности за нас не несут, и мы поехали. Ну как поехали. По прямой и под горку даже очень быстро, а в горку и на поворотах я практически останавливалась. В конце концов механик подошел, подкрутил какой-то болт, и последние два круга я пронеслась как стритрейсер. Ничего не понимаю в картинге))) Но весело. Обратно страшновато ехать, трасса все так же полна машин, все сигналят, обгоняют, жуть!  Спустя пару дней я пообвыклась, но общее впечатление такое: правил нет, но все более чем вежливы и аккуратны.

Форт Кабо де Рама. Португальский форт, потом был тюрьмой, потом его забросили, ездят туристы, и стоит церковь. Толстенные стены, красивый вид, думали, будут змеи – не нашли. Лежат пара старых пушек, при должном воображении можно ощутить присутствие прежних обитателей форта.

Пляж Кола. На Вовку упал кокосовый орех. То есть он висел здесь всю свою жизнь, а когда Вовка чуть притормозил на лежачем полицейском, решил спрыгнуть, прошел по касательной по байку. С одной стороны, жаль – было бы о чем рассказать, с другой стороны, и слава богу.

На байке Вовка разгоняется и от восторга теряет ощущение времени и пространства. В первый день проскочили мимо отеля и уехали на километр в другую сторону.  Но дорога живописная: высокие пальмы, смуглые женщины в ярких сари несут на голове корзины – это стоит лишних километров.

Я сижу сзади и кручу головой во все доступные стороны. Окружающее население провожает нас взглядами, иногда кричат «Хеллоу!» или машут рукой.  Я тоже. Сегодня трое местных подростков широко разулыбались и показали большой палец. Мы тоже показали большие пальцы. Мы не знаем, что обозначает этот жест в Индии. В любом случае – алаверды. А вообще, моя главная функция в поездках на байке – кричать «тормози, тормози!» и «не разгоняйся!».

Дорожное движение в Гоа – уже каждый знает, что это такое. Круговое – вообще отдельный разговор. Сегодня Вовка поднялся до уровня «Бог», когда плавно и динамично влился в кольцо, а потом вывернул на нашу дорогу, и тут же сразу опустился на 4 уровня, когда промчал нас по лежачему полицейскому так, что мы скакали еще метров 10.

Ездим проселочными дорогами вдоль побережья, то есть извилистыми, но хорошо асфальтированными дорогами. На трассу почти не выезжаем. Вдоль дорог дома не первой свежести, мусор, откровенная разруха, и при всем том следы активной созидательной деятельности, строительство, и местами в глубине, за пальмами и деревьями вдруг мелькают цветные, карамельных цветов двух-трех этажные дома. Ухоженные, с неизменной машиной под тентом во дворе.

Учите английский язык. Хотя бы по рекламе. Если вы в состоянии перевести рекламные слоганы, на первое время этого будет достаточно. Не бойтесь говорить. Наш с Вовкой английский настолько слаб, что местные из жалости переходят на русский.  Как оказалось, мы прекрасно с ним понимаем друг друга на английском, индийцы же улыбаются.

Из обязательных вещей пригодились крем от загара, купальник, палантин и фен. Еще имодиум, но это личное )).

Решили попробовать что-нибудь экзотическое: вечером в ресторанчике напротив отеля заказали акулу. Бэби шарк. Официант, Кришна, показал нам ее сырую, потом принес красивую на блюде, обложенную гарниром и ломтиками лимона. Вкусно. Но среди другой рыбы я ее не отличу. Через пару дней заказали краба. Серый панцирь, угрюмый взгляд, шевелящиеся ножки… Потом нам принесли его, уже приготовленного в масле и чесноке, очень ароматного и вкусного. Но он так же укоризненно смотрел на нас из-под панциря… Ночью его неприкаянная душа, видимо, решила отомстить мне, потому что всю ночь мне не лежалось, и утром я решила не уходить далеко от туалетной комнаты, поэтому Вова поехал в музей авиации один. Привез кучу фотографий и бейсболку.

Ездили в Олд Гоа и Панаджи. В Олд Гоа посетили церковь и собор. В Панаджи – улицу с брендовыми магазинами и успокоили ребенка лет 3-4: он плакал в машине, мы подошли, поговорили с ним на русском, женщина в машине не возражала, он перестал плакать, махал рукой и смотрел вслед.

Напротив нашего отеля Балтон-бар (Balton’ s bar). Здесь работает Кришна, может объясниться на русском, английском.  Подливает свой ром в наши бокалы. Ром не важен, приятно. Кормят вкусно, цены как везде. Есть блюда из говядины и баранины. Брали стейк по-мексикански и баранину  по-кашмирски.

Заповедник

Не спрашивайте меня, как куда проехать, это все к Вове, у него есть маршруты и т.п. Я сижу сзади и глазею. Приехали в заповедник около 10.00 утра. В домике администратора – Ракшри. Симпатичная, улыбчивая, на наше «Хэллоу!» ответила «Привет» – еще знала пару слов на русском, так что объясняться пришлось как попало. Продала нам билеты, сказала «Гоу роад, гоу, гоу, райт – смол хоум, беби леопард, гоу роад, гоу, биг хоум, беби крокодайл, гоу, гоу, парк баттерфляй». Баттерфляй мы нашли сразу, попутно увидели уток, пошли обратно, и тут по дорожке сбоку мчится очень большая кошка и колотит лапой по ноге молодого парня, показалось, что оба хохочут. Надеюсь, что показалось… Потом этот беби-леопард присел в тенечке, а мы огородами убрались к ресепшену, узнавать про беби-крокодайлов. Они очень «смол» сказали нам. В конце концов нашли их под куском дерева в бассейне с вывеской «змеи»… По забору скакали обезьяны. Мы поехали смотреть водопой. По заповеднику надо ехать, пешком неудобно и неинтересно. В двух местах в стороне от дороги есть вышки, с которых теоретически надо наблюдать за животными. Залезли. Самое крупное животное, которое мы увидели – ящерица. Прогулялись по лесу, подышали воздухом.

Резюме

Главное, в Гоа относиться ко всем доброжелательно, не нарываться на неприятности и держать трусики, когда захлестывает волна. А еще – женщинам втягивать живот, когда выходят из моря и переодеваются на пляже.

Плавали в бассейне в отеле – два маленьких мальчика и я. Они прыгали с бортиков и пищали, а я была акула и зомби.

Ходила на массаж – около отеля Парк Хайятт есть аюрведический центр. В первый день делали катибатси: на пояснице лепят бассейн из теста и льют туда нагретое масло. Страшновато, кажется, что обожгут.  Пока я лежала с маслом на пояснице, администратор показывал массажисту на мне части тела и говорил на русском «голова, спина, рука, коленка, голень..», массажист повторял – я была наглядное пособие. Очень хотелось спать. Меня время от времени трогали за плечо: «не спать, лечение».

Море– как в кино, теплое, очень соленое, если стоишь в полосе прибоя, то шлепает по спине и накладывает песок в купальник. После пляжа быстро ополоснулась и побежала на массаж, пока ерзала, укладываясь, массажист показал на кучку песка подо мной, попросил еще раз смыть. Непонятно, откуда он высыпался…

Дорожное движение: правил как бы нет. Есть знаки, на которые как бы не обращают внимание. Обгонять в слепом повороте под знак обгон запрещен – самое любимое. Безопасность обеспечивается в основном умением маневрировать. Хотя если повесить на машину или байк цветочную гирлянду – то вроде как страхует от ДТП. А уж если написать на машине «Jesus», автомобиль вообще неубиваемый. Очень радуют грузовики: часто такой монстр разрисован ярким орнаментом и цветами – на таких машинах ездят в Индии брутальные водилы.

Всегда считала, что в поездке узнаешь не столько о другом месте, сколько о себе.
Опосредованно или, точнее, посредством другого места. Думала, что люблю морепродукты. Оказалось, что это часть моей романтической призмы: так красиво сидеть на берегу океана и изящно есть устриц, креветок, лобстеров и т.п. оказалось не мое. Готовили вкусно, но второй раз я такое не хочу. На 8 день Вова на все предложения поесть спрашивал: «А здесь дадут докторскую колбаску?».

Решили считать расходы и все записывать. На 6 день Вова забыл в такси блокнот с записями расходов и мы бросили это дело.

Посмотрели почти все из запланированного, только не доехали до крокодиловой фермы. Зато были в музее старых автомобилей, этнографическом музее «Гоа Читра», два раза были в Маргао, были на пляжах Палолем и Кола, в заповеднике, в Панаджи и Олд Гоа, в поселках вдоль по побережью.

Как обычно, в начале отпуска кажется, что впереди вся жизнь, а под конец дни сжимаются и пролетают мгновенно. Все чаще понимаешь, что живешь от отпуска до отпуска, и безумно жаль этих лет, что проходят на работе.