Из Гоа в Карнатаку: увидеть Индию открытыми глазами

Пишу про всякое.

Прошлой зимой мы отправились греть свои тела по популярному направлению – в Индию, Гоа. Скрипучий чартерный перелет с пьяными согражданами, дрянной едой и усталыми стюардессами длиною в семь часов – и вот мы в пряном индийском утре с медлительными пограничниками, шумными таксистами и безумным дорожным движением.

Про Гоа говорить долго не будем. Гоа – это Гоа: вечеринки, длинные белые и желтые пляжи, лобстеры в кафе, русскоговорящие официанты, сувенирные лавки и туристические автобусы.  Мы тоже ездили по путевке – так по всем параметрам выходило дешевле. Как следствие – у нас появился знакомец, отельный гид. Ради поддержания тонкой индуистской гармонии мы купили у него две самые популярные экскурсии – «Весь Гоа» (водопады, обезьяны, плантация специй, католические церкви и т.д.) и «Морская рыбалка», на которой нам предложили ловить рыбу на леску, привязанную к пластиковой бутылке. На большее мы не решились. Туристы в автобусах на экскурсиях почему-то говорят исключительно о том, у кого отель круче и что на завтрак дают, ругаются, жалуются, обижаются, сравнивают Гоа с Таиландом, Турцией и Кипром. Поэтому третью вылазку из нашего поселка мы запланировали самостоятельную. В соседний штат Карнатака.

Ехать туда было далековато – около 3-4 часов в пути, поэтому гнать на байках – не вариант. Накануне мы отыскали таксиста – молодого мальчика по имени Бику, который пообещал заехать за нами в 5 утра на своей шикарной машине с кондиционером. В 5 утра он за нами не заехал. Зато заехал его друг, сказал – Бику спит, так что садитесь ко мне. Мы сели и двинулись в путь.

Карнатака – штат, расположенный к югу от Гоа, граничит с Тамил наду, Кералой, Махараштрой и Андра прадеш. Он гораздо беднее Гоа, кажется – он вообще самый бедный в Индии, и это чувствуется сразу при пересечении границы штатов. Люди выглядят иначе, иначе одеты, дома – совершенно другие, никакой тебе португальской архитектуры, - маленькие грязные квадратные домики вдоль дороги, покрытые пальмовые листьями или тростником.

Нам хотелось посмотреть Гокарну и Мурудешвар, о которых говорят, что это ближайшая к Гоа настоящая Индия.   Таксист мчал нас по горам и лугам, мы видели, как всходит солнце, видели рисовые поля и работающих на них людей, видели женщин в сари, медленно идущих вдоль дороги с огромными тяжестями на голове. Из Карнатаки люди приезжают в Гоа на заработки, здесь же, в родном штате, они получают около 10 рупий в день – это примерно пять рублей на наши деньги. Можно себе представить, сколько зарабатывают эти сильные женщины, таскающие на себе различный строительный мусор.

В рыбацком поселке Мурудешвар мы были ранним утром. Сюда туристы и паломники едут для того, чтобы своими глазами увидеть самую большую статую Шивы в мире и самый высокий в мире гопурам (это надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов). Мы вышли из машины и отправились исследовать местность. Туристические автобусы к Шиве еще не подъехали – было слишком рано, и мы были единственными белыми людьми в округе. Естественно, нас обступили любознательные индусы. Между делом отвечая на их вопросы, кто мы и откуда, мы поднимались по ступеням к статуе, грандиозно возвышающейся на холме над океаном. Где-то посередине пути дежурный монах ткнул нас палочкой и заставил снять обувь. Дальше мы шли босиком. Босиком зашли внутрь статуи, босиком поднялись на последний этаж гопурама, босиком перешагивали нищих и просто спящих. Это серьезное правило,  и мы, гости, были готовы его соблюдать.

А потом мы завтракали в так называемом ресторане на берегу моря. Это красиво звучит, а на деле ресторан оказался грязной столовкой с милыми официантами, которые не знают, куда себя деть, и ради того, чтобы всем было хорошо, рассаживают людей максимально плотно. Так за нашим столом в середине завтрака оказалась компания громогласных индусов-мужчин, которые с бесконечным интересом рассматривали нас и то, как мы едим. Мне было ужасно неуютно. Но Индия есть Индия, ничего не поделаешь – здесь ты, белолицый турист, будешь самым интересным в мире объектом изучения.

Из Мурудешвара мы уезжали со смешанными ощущениями. С одной стороны – поражает масштаб храма и статуи Шивы, богато возвышающегося над бедными деревнями. А с другой стороны, кажется, что Шива этот, музей внутри статуи сделаны ребенком, играющимся с формами и способами украсить плод своего труда. Все кажется подделкой, неумелым новоделом, но эти замечания не претендуют на объективность – статуя построена всего лишь в 2002 году, естественно – о духе времен и эпох тут и говорить нечего.

Затем мы отправились в Гокарну, это небольшой город, но важный центр индуистского паломничества. Вот там дух у нас захватило. Но не от восторга, а от прозрения: ведь большая часть людей земного шара живет именно так – в нищете, антисанитарии и болезнях. На улицах Гокарны, покрытых песком, мы увидели лежащих стариков и детей, которые, скорее всего, умирали. Шум, гам, коровы, козы, коровьи лепешки, все ходят босиком, плотность населения ужасает – чтобы не столкнуться с прохожими или тук-туками, мы втягивали животы и шли боком, округлив глаза в испуге и каком-то фундаментальном страхе. Как хорошо мы живем, оказывается, не замечаем того, что имеем – горячей воды в кране, застекленных окон, возможностью не засыпать голодными, учиться, работать, путешествовать…

Сейчас в Гокарне есть и гестхаусы, и кафе на пляже, потому что жители развитых стран в поисках гармонии и просветления уже добрались и сюда. Гоа – это для всех, Гокарна – для избранных. Жилье будет очень и очень далеко от того, что можно назвать «цивильным жильем», зато жить здесь можно за 50 рупий в день (25 рублей на наши деньги). Здесь очень много храмов, которые упоминаются в священных индуистских текстах. Поэтому встретить белого бродягу-хиппи на улице – раз плюнуть. Обычно он модно одет, с дредами, громко поет английские песни о свободе и поисках себя, в татуировках и браслетах. Типичный такой искатель гармонии. Честно скажу – такие ребята раздражают, слишком уж они контрастируют с окружающей действительностью, слишком уж бросаются в глаза. Мы увидели, как парочка модников, напевающая песни на прекрасном английском языке, завернули в отделение международного банка – единственное чисто место в Гокарне – и засунули карту в банкомат.

Нам было не по себе, мы видели, как по этим улицам гиды водят туристов, рассказывают им о храмах и колесницах, а потом туристы погружаются в автобусы с кондиционером и уезжают в свои шикарные отели. Мы же, по сути, были теми же туристами, которые просто решили сэкономить и заплатили за поездку сюда в два раза меньше, чем заплатили бы туроператору за экскурсию. Туристы уезжают, автобусы скрываются за поворотом, а девочка с переломанными конечностями так и будет сидеть у входа в храм, ожидая милостыни.

В общем, в Гокарне мы сдались. Мы не зашли ни в один храм – во-первых, нам было стыдно, а во-вторых, мы не смогли справиться с брезгливостью и снять обувь – полы в храме были ужасно грязными.

Если вы окажетесь в Гоа, позвольте себе увидеть Индию такой, какая она есть. Совершите путешествие в Карнатаку или в какой-нибудь другой штат. Заговаривайте со всеми, кто знает английский – это откроет вам глаза. А жить с открытыми глазами, кажется, - самое честное, что мы можем сделать.

Фотографии мои, tourister.ru, foturist-ru.livejournal.com.