Вьетнам: нечего бояться

Началось путешествие с того, что мы купили путевку за 50 т.р. на двоих в Нячанг. Отель (Dai Duong) был что надо - в самом центре города, с низкими дверными проемами (о которые постоянно ударялся мой почти двухметровый муж), входом через балкон, долго нагревающейся горячей водой и мелкими жуками. О да, любимая Азия. Долетели мы авиакомпанией "Икар" вполне благополучно, по видимому, название смущало лишь нас.

После десятичасового перелета и перепада температуры в 40 градусов мы кинули вещи в отеле и пошли осматриваться.
Первые впечатления от городского курорта во Вьетнаме - мопедов больше, чем пешеходов, собаки и мужчины писают прямо в сточную канаву, отовсюду пахнет кофе и супом Фо, тысячи кафе, турфирм и тому подобных заведений на каждом сантиметре тротуаров. На встрече с гидом узнали, что байки брать "строжайше запрещено, ведь это в страховку не входит", "от местных турфирм не ездите, ведь у них нет страховки", "лучше заплатите 40 баксов на одного за водопады Янг Бей, а лучше погнали в Хошимин за 3 сотни долларов". В общем, первым делом после встречи с гидом Пегаса мы взяли велики (2$/шт) и поехали по Нячангу.

Местное движение, правда, достаточно интенсивное. Ну ладно, оно адско интенсивное, если не смотришь вокруг себя на 360 градусов, то точно улетишь под колеса вьетнамским гонщикам, или, что более унизительно, велорикше. Для меня было кромешным ужасом, самым страшным кошмаром переезжать по маршруту "Скалы Рока - Тямские башни - Пагода Лонг Сон", ко всему прочему, каждые сорок минут на наши неспокойные головы обрушивался ливень. Все было, правда, просто супер.

Кстати, обзорная экскурсия с Пегасом стоит 35$ на человека и объезжает эти же места. Да, потом было особенным наслаждением считать сэкономленные деньги в самом конце поездки, сравнивая наши траты с экскурсионным прайсом. Вернувшись к отелю, мы купили рома, фруктов, билеты на слиппер-бас до Муйне, где было на 8 градусов выше чем в дождливом Нячанге и отправились в отель. Как оказалось, балкон, через который был вход в наш номер мы закрывать снаружи не могли, поэтому каждый раз как возвращались встречали парочку вьетнамцев, куривших перед нашей дверью (а однажды даже шприц, ватку и жгут - конечно, мы решили, что это просто кого-то замучил диабет).

Автобус турфирмы, где мы взяли билеты до Муйне, забрал нас из отеля в семь утра и довез до большущего автобуса, где можно было разлечься в полный рост и досмотреть оставшийся сон. Ха-ха, но не тут то было. Ведь водители sleepper-bus-ов, так же как и все водители во Вьетнаме, не знают о комфортных переездах. На крутых поворотах оставалось только молиться, но, добрались целыми.

Сняли на горе номер, взяли байк (6$) и погнали на пляж. Как оказалось, середина января - кайтерский сезон, поэтому их там очень много. Много еще серферов - ветер сильный, море прохладное, очень круто.

По плану, мы должны были добраться от Муйне до маяка Ке-Га, затем до лежачего Будды на горе Та-Ку и поехать в Хошимин. Поэтому на следующее утро, встав рано, чтобы не ехать по пеклу, мы отправились на французский маяк XIX века.

Дорога была нормальная, но на нашем байке не работал показатель топлива, так что мы "обсохли" посреди сельской дороги, не имея представления о том, где взять бензин. Начали "голосовать", тут же остановился пожилой вьетнамец и довез Андрея до каких-то людей, которые дали два литра бензина за умеренную плату. Чем дальше от населенных пунктов, тем меньше английского на твоем пути. Поэтому в этом, как оказалось, доме кое-как нашли девочку, которая знала счет по-английски, чтобы она сказала сколько платить за бензин. Пожилой вьетнамец не взял ни донга за то, что помог раздобыть бензин, а затем залил его нам в бак. Мы поехали дальше, свернули на какой-то пляж рядом с пятизвездочными, пустующими отелями, насобирали цветных ракушек и отправились к маяку.

До него можно добраться лишь по воде. Поэтому там дежурят местные вьетнамцы, которые любезно довезут каждого на остров с маяком за каких-то 100 тысяч донгов. Мы поехали с дедушкой и его внуком.

Внук гордо взял руль лодки и довез нас до самого причала, внуку лет 6 - вот такие дети природы. Мы поднялись на самый верх, где ветер сносил чаек на лету и было видно, как корабли борются с гигантскими морскими волнами - просто была ветреная погода. Особенно круто посмотреть отсюда на закат, правда, потом страшно спускаться по 35 метровой винтовой лестнице.

На следующий день мы поехали на гору Та-Ку к Будде. На горе работает фуникулер, который домчит каждого до вершины за каких-то 15 - 20 минут. Но мы решили, что мы не из слабаков и дойдем своими ногами, очистив карму подъемом по джунглям.
В итоге, мы поднимались 1,5 часа, то и дело из под ног вылезали змеи, приходилось карабкаться и взбираться, непонятно кто пробегал в кустах. Но, когда мы поднялись и смотрели на скучающих американцев (которые потом на форумах пишут "ну, на Та-ку был, ничего особенного, пойду лучше попью рома"), англичан, немцев, да и еще бог знает кого, мы понимали, что вот это настоящее достижение - без конца обливаться потом, проклинать все и вся, но сделать это самому, почувствовать себя кем-то из настоящего мира Азии, наполненного духами, природой, а не искуственного - туристического.
  Будда лежит на Та-Ку, конечно, в состоянии Нирваны, он счастлив, его белый мрамор сияет.
  Вокруг поют птицы, в тени стоят лавки, можно лечь на ступенях и медитировать.

Здесь я впервые увидела женщин - буддистских монахинь. Они также наголо бритые, в длинных серых или оранжевых балахонах. Спускались мы на фуникулере, решив, что наша карма достаточна чиста, а ноги трясутся слишком подозрительно.

В Муй-Не мы накупили жемчуга, 40 $ отдали за полкило (или больше) различных изделий, да, здесь он дешевле, чем, например, в Нячанге. Купили билет до Хошимина и сдали байк.

В Хошимин приехали в час дня. Это мегаполис, тут страшно.

Шумно, грязно, все на тебя пялятся. Мы сразу поняли, что здесь не хотим оставаться больше чем на день и купили билет до Нячанга.

Оставив вещи в турфирме, где мы купили билеты, отправились в Музей Истории Войны - главную цель поездки в южную столицу Вьетнама. Ну, что тут сказать, экспозиция прекрасно продумана, великолепные экспонаты.
  История войны предстает и в целом, и со стороны США, и со стороны Вьетнама, и со стороны СССР, и со стороны современного мирового сообщества. И, что самое главное, со стороны отдельно взятых семей. Этот музей поразил меня также, как вся информация (в том числе фильм "Земляне"), после которой я стала вегетарианкой. Эта история, как оказалось, такая далекая даже для меня - человека с историческим образованием, перевернула все внутри, каждая фотография, каждый документ, каждая статья говорила - смотри, не отворачивайся, знай, что было. Думай, прежде чем говорить, думай, прежде чем действовать, в каком мире ты хочешь жить? Что ты сделал хорошего? После увиденного даже слезы не шли, только дыхание сперло и в груди появилось ощущение вселенской пустоты. Кстати, туда стоит идти больше чем на 2 часа (на которые удалось нам попасть), как минимум на три. Очень много иностранцев. Билет дешевый, есть крошечные путеводители на вьетнамском, английском и русском (лучше брать на английском, потому что на русский они переводят так, что абсолютно ничего непонятно).

Дальше по плану стоял Театр кукол на воде - билет в 150 тысяч донгов. Не думаю, что детям там интересно - сюжеты, все же, для взрослого осмысления. Марионетками управляли из-за ширмы, которая соприкасалась с водой. Несколько сюжетов (мифические животные, весна, влюбленные, кошка-воровка и т.д.) сопровождались игрой на традиционных инструментах и пением вьетнамцев, которые сидели по краям сцены. Вода становилась и водой, и землей, и снегом, и пеной, оставаясь всего лишь водой.  Чудесное представление завершило наш быстрый и насыщенный день в Хошимине. Да, никто не называет Хошимин Хошимином, говорят "Сайгон" и все тут. Никак не приживется послевоенное переименование.

Добравшись на следующее утро до Нячанга мы взяли байк на пять оставшихся дней.

Съездили на водопады Ба-Хо, где смелый Андрей прыгал в горную холодную реку с 10-метровой высоты, а я, пряча свой страх, делала вид, что ой, как важно мне снимать все на камеру.
  Очень советую это место для посещения - мало туристов, настоящая дикая природа, без всякой туристической мишуры, вход стоит 20 тысяч донгов с носа, ну, и конечно, лучше ехать рано утром (всего 40 км от Нячанга).

Сгоняли на остров обезьян, который раньше был островом, где располагалась лаборатория и обезьян выращивали специально для отправки по всему миру (на опыты). Билет на паром (туда-обратно) стоил 120 тысяч донгов на человека.

Зная какие бывают обезьяны в туристических местностях (водопады Дудхсагар в Гоа), мы взяли с собой одно манго и связку бананов. Оказалось, все очень грустно - лаборатория закрылась, обезьян кормить нечем. Единственные, кто кормит - туристы. Поэтому на звук открывающегося рюкзака со всех сторон сбегаются десятки обезьян.
  А если ты их не будешь кормить, то тебя всего исцарапают и покусают. Вот, меня укусили, правда, по другой причине.

Съездили на расхваляемый форумами и отчетами водопад Янг Бей.

Ужасное место. Одни русские, причем, неприятные русские, которые в эко-парке (боже мой, это же эко-парк), еще находясь на последней ступеньке туристического автобуса, начинают лакать пиво. Единственное приятное место здесь - термальные источники, мы посидели даже в пятидесятиградусной ванне.

Для галочки отправились на остров развлечений Vinepearl - стоимость 500 тысяч донгов на человека.
  Покатались на горках в аквапарке, покатались на горках в луна-парке, посмотрели поющие фонтаны - все обычно, ничего особенного. Единственное, что действительно понравилось - это аквариум острова. Там собраны обитатели Южно-Китайского моря. Мы видели новорожденных кошачьих акул, которые учились ПОЛЗАТЬ!! И только потом плавать.

А вообще, Вьетнам очень чистый, здесь все начинают работать с восходом (5 утра) и заканчивают работать в восемь вечера, или раньше. Приехав, мы увидели бетонные стены рядом со своим отелем - через 2 недели, это был полностью отделанный и оснащенный супермаркет. Вьетнамцы как муравьи отстраивают новые и новые площади. Но есть что-то, что мне осталось непонятным до сих пор. В последний день мы решили доехать до пагоды Лонг Сон, вдоволь нагуляться по этим благим местам, насмотреться на монахов, которые все как один похожи на главного героя мультфильма "Аватар". Поднявшись на самый верх до сидячего в лотосе Будды, мы увидели надпись "Toilet" и стрелку вправо. Дойдя до конца улицы направо, мы поняли, что обещанного туалета нет и вернулись к надписи, которая была прикреплена к типичной вьетнамской лачуге, бог знает из чего сделанной, и к нам подлетел мужчина, который начал показывать, что вот там и есть туалет - в этом доме, как мы поняли, это был его дом. Мы зашли, там никого не было, кроме искареженного, перекрученного, стонущего человека в гамаке у телевизора, видимо, это был его родственник, может быть даже сын, сразу вспомнились фотографии из музея войны. Когда мы вышли из этого дома, мужчина сказал заплатить - 40 тысяч донгов за двоих - а это баснословная сумма за то, чтобы банально справить нужду. На пляже это же стоит 5 тысяч донгов. В любом случае, до сих пор я не понимаю что это было - почему в святом (для буддистов, проживающих в пагоде) месте человек берет такие деньги за туалет, почему он допускает до своего дома незнакомых людей. В другом случае, возможно, ему приходится ухаживать целыми днями за инвалидом и он, имея предпринимательскую жилку, решил получать деньги из того, что людям необходимо. Этот случай оставил в моей душе неясный отпечаток. Вроде бы так банально, но до чего странно. Этот Вьетнам остался в моей душе непроходимыми джунглями, он поразил меня в самое сердце своим горем и оттолкнул на километры своим хладнокровием. Заставил влюбиться в свой невероятный кофе и заставил ненавидеть за фермы по выращиванию и убою собак. Здесь очень красивые люди, которые хотят жить, которые работают как заведенные каждый день и отдыхают как сумасшедшие каждые выходные. После Вьетнама мне захотелось в Непал - "пройтись и поразмыслить", а может это след того, что я читала всю поездку Джулиана Барнса.