Ночь на Великой Китайской стене

В кругосветном путешествии. Авантюрист и мечтатель.

Если вы откажетесь от своей мечты, то что останется? (с)

Мечта переночевать на Великой Китайской стене возникла в моей голове, когда я работал на радио в Крыму. Одна мысль об этом казалась фантастической и нереальной. Но когда я задумал совершить кругосветку, то решил, что сделаю это. Я стал изучать вопрос и понял, что мне необходимо попасть на участок стены Цзянкоу (Jiankou 箭扣). Этот отрезок стены находится под Пекином и является заброшенным. Он не охраняется государством, а значит, проход бесплатный и ночью стражники с копьями не скинут меня со стены. Участок стены Цзянкоу находится в 80 км от Пекина. Покорять Великую Китайскую стену мы отправились вместе с белорусскими ребятами Вовой и Машей, с которыми прошли Алтай, Байкал, а теперь и Китай.

Ранним утром в Пекине мы выдвинулись на станцию метро Dongzhinmen. Рядом со станцией метро находится одноименный автовокзал, где мы нашли автобус 916. Кондуктора в автобусе нет, а деньги за проезд кидают в банку рядом с водителем. Вы можете кинуть ту сумму, которую позволит совесть. В автобусе 916 мы проехали до города Huairou и вышли на остановке Huairou Fangshan рядом с госпиталем. Далее мы пересели в автобус H11 и по живописной горной дороге отправились в деревню Xizhazi (西栅子村). Дорога по серпантину заняла окола часа, но, поверьте, горные ландшафты не заставили нас скучать. Именно в деревне Xizhazi начинается подъем на заброшенную часть стены.

В начале пути мы встретили табличку с надписью "This section of the Great Wall is not open to the public", но нас уже было не остановить, потому что на вершине гор величественно красовались башни Великой Китайской стены. Это было неописуемое чувство, и оно двигало нас вперед. Извилистый подъем сквозь деревья, камни и кусты занял около часа. За разговором мы не заметили, как неожиданно из-за поворота выросла огромная стена, уходящая в небо. Забыв про тяжесть рюкзаков, мы вскарабкались на неё и ахнули. Это сооружение действительно поразило моё сознание.

Я стоял на одном из чудес света и понимал, что оно поистине заслуживает этого звания. У стены не видно начала и конца, и она настолько органично вписана в горный ландшафт, что мы были шокированы этим творением человечества. После подъема мы решили продвигаться по стене до самой высокой башни, чтобы в ней переночевать. Многие части стены разрушены и осыпались прямо под нами. Приходилось продираться сквозь деревья и кусты, которые за многие столетия густо покрыли стену. Я ощущал себя Сильвестером Сталлоне в фильме "Скалолаз", когда в очередной раз карабкался по стене с огромным рюкзаком за спиной. Мы продвигались очень медленно, и до заветной башни было еще несколько километров. Довольно быстро стемнело и на горы опустился туман. Мы забрались на одну из высоких площадок стены и решили заночевать на ней, но вдруг подул такой ледяной ветер, который заставил нас вспомнить, что мы в горах, а на дворе октябрь. Мы спустились с площадки и поставили палатки в низине стены.

Наблюдать за тем, как на Великую Китайскую стену опускается ночь, было волшебно. В моей фантазии стена оживала. Разрушенные кирпичики стены становились на свои места, зажглись факелы на башнях, появились стражники с луками и стрелами. Они всматривались вдаль и я вместе с ними, но ни одного врага мы не заметили. С чувством выполненного долга я отправился спать. Ночью мою палатку швыряло как при Техасском урагане. Я думал, что меня, как Элли с Тотошкой, унесет, только не в Изумрудный город, а во времена династии Мин, где я буду носить длинную косу и служить императору. Однако этого не случилось, и, открыв палатку рано утром, я увидел уже родную разрушенную стену, но вид с нее был еще прекраснее. Передо мной бескрайняя долина просыпалась и готовилась к новому дню. Утренние лучи солнца пробивались через туман и согревали холодные камни. Мы сидели, свесив ноги со стены, смотрели вдаль и уплетали гречневую кашу.

Впереди был долгий путь по стене до участка Мутяньюй, на котором функционирует канатная дорога. Этот путь оказался не менее сложным. Перепады высот, разрушенные ступеньки, отвесные подъемы и спуски. В эти моменты мы искренне жалели, что не оставили огромные рюкзаки, потому что одно неверное движение – и они утянули бы нас к прямиком к строителям стены. Прошло около трех часов, когда мы увидели канатную дорогу. Чувство героизма не утихало, поэтому мы решили спуститься со стены привычным для нас образом. За несколько сотен метров до канатной дороги мы свернули в горы и начали спуск к деревне Buzi.

Спуск со стены был в стократ сложнее, чем подъем, и занял более двух часов. Резкий уклон вниз и ни одной ровной поверхности. Ноги в постоянном напряжении. Рюкзак давит сверху, как будто вы спускаете на спине холодильник с десятого этажа. Сквозь деревья мы видели, как деревня медленно приближается к нам. И наконец долгожданная ровная дорога. Каково было наше удивление, когда мы взглянули на вершину, откуда спустились. Удивительно, как недосягаема она казалась. Мы смотрели на Великую Китайскую стену, прощались с ней и благодарили за добрый прием. Это поистине Чудо Света. Великое, могущественное, поразительное. Я был счастлив и ощущал спокойствие. Я выполнил еще один из пунктов кругосветки. Я переночевал на Великой Китайской стене.