Автопутешествие по магическому Казахстану

Из Казахстана с любовью

Цикл статей:

Мысль о поездке в Казахстан не выходила из головы на протяжении последнего года. Хотя даже после того, как она была реализована, я все еще не могу поверить, что это было по-настоящему. А все потому, что за то время, которое я провела в Алматы и Алматинской области, то, что когда-то звалось воображением, было взорвано, и на останках былого выросло нечто, что до сих пор питает меня каждый день. Зародилась какая-то альтернативная вселенная, в которой горизонты размылись и исчезли, и теперь ничто больше не сдерживает полет фантазий, мечтаний и мыслей. Это была любовь с первого взгляда. Я оставила свое сердце где-то там, на просторах Казахстана. Там я обрела покой и гармонию, которые так жадно пыталась найти изо дня в день. Своими впечатлениями хочется поделиться со всеми, ведь, если они окрыляют меня, может, они способны будут пробудить в чьем-то сердце интерес к этому драгоценному месту на планете.

Было решено не изменять себе и попытаться сблизиться с природой и людьми. В дорогу взяла все необходимое походное снаряжение: палатка, спальный мешок, газовая горелка, посуда и т.п. За 8 дней в апреле я в компании невероятной попутчицы Саи из Астаны и в сопровождении соратника по духу водителя-гида Дмитрия совершила марш-бросок, 8-дневное автопутешествие по самым удивительным уголками Алматинской области.

День 1. Река Или, петроглифы Тамгалы-Тас

Мы направлялись к первому месту в нашем списке. Подъезжая к долине реки Или, сделали часовую остановку – всему виной были первые весенние маки, которые, казалось, распустились специально к нашему приезду.

Немного переведя дух в окружении маков, мы поехали смотреть на Петроглифы Тамгалы-Тас. Они представляют собой огромные наскальные рисунки с изображением буддистских божеств и множеством надписей. Контуры такие четкие, что невольно задумываешься, а такие ли уж они древние?

Затем отправились смотреть ущелье, где нам предстояло остаться на ночлег в палатках. Из ущелья мы поднялись наверх, чтобы совершить прогулку по окрестным горам, или, точнее будет сказать, холмам. Виды оттуда открываются просто сказочные. Наверху мы набрели на маковое поле, как же радовался глаз таким краскам!

Сели перекусить на одном из холмов. На часах было около 12 утра, а значит, где-то в родном Петербурге мои коллеги еще только рассаживались по своим рабочим местам. А я жевала лаваш и понимала, что это самый классный полдник за последние годы.

Мы спустились вниз к машине, чтобы проехать вдоль Или и найти укромное место под тенью дерева. На берегу Дмитрий нашел для меня обалденный камушек, который я привезла с собой домой на память. Пока мы копались в поисках других трофеев, мимо пронесся сокол и четким движением выловил рыбу из реки, но потом зачем-то ее презрительно так бросил обратно.

На холмы мы забрались, когда свет был уже не таким ярким. Изгибы береговой линии Или таили в себе такие траектории, от которых голова шла кругом. Когда солнце начало садиться, мы вернулись обратно в ущелье, чтобы разбить свой первый в этом путешествии лагерь. Все прошло успешно, и вечер мы завершили за чаем, разговорами и взглядами на звезды. Погода была восхитительная, что только усиливало первые впечатления от путешествия. И как приятно было осознавать, что все только начиналось.

День 2. Парк «Алтын-Эмель», Поющий бархан

Наш путь лежал в Национальный парк «Алтын-Эмель», предстояло увидеть Поющий бархан и услышать его знаменитый голос. Погода стояла сухая, так что были все шансы на успешное осуществление планов.

В парк пускают только в сопровождении егеря, это связано с охраной животных. На территории парка можно передвигаться только по определенным дорогам, в остальных местах раскиданы шипы с целью пресечь вольности отдыхающих, также после 7 часов вечера в некоторых зонах запрещен проезд машин из-за включенных фар, которые могут смутить диких обитателей. В офисе парка стало ясно, что наш гид Дмитрий тут частый гость, ему доверяет администрация, поэтому в парк мы отправились без сопровождения, а это большая удача!

Было решено покорять бархан в лучах вечернего солнца. Мысленно приготовившись, что во всех местах (совсем во всех) окажется песок, мы двинулись покорять бархан. Путь оказался не очень сложным, но сильный ветер, сдувавший песок с хребта, немного нервировал. Я никогда прежде не видела ничего подобного! Ты идешь по песчаному ребру бархана, при этом с одной стороны видишь уже знакомую реку Или, а с другой стороны – горы. Такое сочетание разных образов природы в одном месте – настоящее чудо.

Мы забрались на высшую точку бархана и приготовились к спуску. Предварительно Дмитрий дал нам ЦУ. Во-первых, спускаться следует на пятой точке, так можно проделать в плоскости песка хорошую борозду, что непременно заставит его петь. Во-вторых, спускаться нам надо всем троим одновременно, не отставая друг от друга и не перегоняя, потому что борозды при близком расположении дают гораздо более внушительный звук. Мы усвоили все правила, уселись, и на счет три ринулись вниз… Только мы начали свой путь, как я услышала это. Это был громогласный голос природы, который говорил с нами. Это будто был звук медного духового оркестра. Это было оно, невероятное природное явление, звон Поющего бархана!

День 3. Поющий бархан: второе восхождение, гора Катутау

Встав в 4 утра, отправились смотреть на Поющий бархан в лучах утреннего солнца. Было вдвойне приятно осознавать, что в тот день мы первые совершали паломничество наверх. Песчаная плоскость была гладкой и нетронутой, за исключением следов ящериц и неких парнокопытных животных. Рядом с основным хребтом бархана были видны его младшие братья.

Когда я оглянулась назад и увидела Дмитрия вдалеке, я смогла оценить масштаб этого грандиозного природного творения и то, насколько мал и ничтожен человек. Думаю, в погоне за сверхразвитием личности каждому полезно спуститься с небес на землю и посмотреть на себя и свое место в этом мире со стороны. Это прекрасно отрезвляет и заставляет отмести многочисленные слои ненужной шелухи, приближая к чему-то по-настоящему значимому.

Когда мы только въезжали в долину горы Катутау, в глаза сразу бросились некие вкрапления в общий ландшафт цвета темного шоколада. Как заметил наш гид Дмитрий, мы направлялись туда, где был оставлен инопланетный космический корабль. Это было немыслимых форм горное образование, так напоминавшее современные арт-объекты: плавные формы, одна перетекающая в другую, замысловатые выпуклости и впадины. Невозможно поверить, что все это появилось само собой. Эдакая задачка для человеческого глаза, чтобы собрать столь разные объекты в единую композицию.

Нам следовало отправляться дальше, ведь впереди была гора Актау, рядом с которой предстояло разбить лагерь для ночевки. Чем больше мы приближались, тем сильнее хотелось запомнить этот момент, записать его, как картинку, чтобы всякий раз, закрыв глаза, можно было вновь живо представить это великолепие. Дорога привела нас к удивительной горе Актау. Здесь ты понимаешь, насколько скудна была твоя фантазия, мозг отказывался верить в реальность той картины, что перед нами предстала.

Без преувеличения могу заявить, что жизнь теперь делится на ДО и ПОСЛЕ. Есть то, что ты знал о разнообразии мира раньше, и есть то, что открылось в это самое мгновение.

Команда вышла из машины в оцепенении. На ум сразу пришла книга Стругацких «Пикник на обочине». Мы оказались в «зоне», в которой каждый предмет был оставлен как бы ненарочно. В голове крутились вопросы: «Как? Как это возможно?»

Мы с моей попутчицей Саей ходили, завороженные этим местом, не хотелось останавливаться. Но солнце уже садилось, по ущелью гулял сильный ветер, а значит, нам еще нужно было найти место для лагеря, так что мы повернули назад. Мы шли, все время оборачиваясь, как будто боясь пропустить что-то важное.

В поисках укрытия от ветра мы увидели небольшое здание на холме. Это был домик, в котором ночуют егеря, когда посетители парка хотят остаться у того или иного объекта. Кажется, весь этот вечер разговоры были посвящены тому, как крупно нам повезло. Оказаться одним в этом месте, да еще и сидя в домике, в котором стеклопакеты сочетались с веревочкой вместо замка – это ли не подарок судьбы?

День 4.  Парк «Алтын-Эмель»: прогулка по Марсу

Мы встали в 5 утра, позавтракали, прибрали лачугу егеря и отправились на утреннюю прогулку по Актау. Решено было пойти в красную область, этот цвет опасности нас манил со страшной силой. Подойдя ближе, мы смогли как следует рассмотреть, что собой представляет эта бордовая земля. Оказалось, порода имеет хрупкую песчаную структуру, а замысловатые рисунки можно легко разрушить. Но надеюсь, никто этого никогда не сделает.

Начался мелкий дождь, но нас такие природные явления не могли испугать. Правда, очень быстро земля всех цветов крепко прилипла к ботинкам, и это была самая красивая грязная обувь, которую мне доводилось видеть. Мы взобрались на первую вершину красного холма, от таких красок голова шла кругом.

Когда мы стояли там под дождем и ветром, было отчетливое ощущение, насколько важен этот самый момент. В душе царило торжество мгновения, когда ты, обуреваемый ассоциациями, образами и видами, пытаешься осознать, что все это реально и происходит именно с тобой.

Влажность начала брать свое, постепенно вещи промокли, так что настало время возвращаться обратно. Предстоял длинный путь, следующей точкой маршрута был знаменитый Чарынский каньон. Через наушники до моих ушей доносилась как никогда актуальная песня David Bowie «Life On Mars». Мысли о Марсе не покидали на протяжении всего времени, проведенном в окрестностях горы Актау.

Выехали на главную дорогу, пролегавшую мимо населенного пункта Басши, как вдруг… заглохли. Пока Дмитрий искал помощь, наступил вечер, ночевали мы в палатках на обочине.
Мы решили скорректировать маршрут. Теперь путь лежал не на Чарынский каньон, потому что была суббота, и мы бы поймали там все толпы туристов. Мы держали курс на аул Саты, чтобы полюбоваться местными озерами.

День 5. Аул Саты

В аул Саты, что на пути к Кольсайским озерам, мы приехали к 5 часам вечера. Погода была довольно пасмурная, поспешили к озеру. Решили уделить внимание только первому озеру из трех, поскольку путь до второго, а тем более до третьего, занял бы у нас слишком много времени.

Когда мы подъехали на место, капли начали падать с неба. Разодевшись в веселые нелепые плащики, наша команда ринулась вниз. Озеро было глубокого синего цвета и производило впечатление самого умиротворенного места на земле. Людей не было – дождь все-таки. Мы спустились вниз и обошли спокойную водную гладь с левой стороны.

В ауле Саты есть гостевой дом, хозяина которого зовут Темирхан. Мы бросили последний взгляд на статичное озеро Кольсай-1 и поехали. К Темирхану ворвались без предупреждения, чем немного застали его врасплох: нужно было в срочном порядке приготовить комнаты, затопить печь в доме и бане. Еду мы готовили сами, нашу традиционную гречку с подножным кормом: орехи и сухофрукты. Посидели за длинным столом в гостиной, почитали записи в книге отзывов, которые оставили хозяину туристы за 10 лет существования бизнеса. География впечатляла: Мексика, Штаты, Сахалин, Бельгия, Франция и многие другие уголки планеты.

День 6. Озеро Кольсай, озеро Каинды, Чарынский каньон

Я проснулась по будильнику в 4 утра. У нас состоялся плотный завтрак, благодаря любезно предоставленному хозяином дома свежему коровьему молоку. Я не могла доесть овсянку, наверное, впервые за все время нашего путешествия.

Мы отправились за рассветом над аулом Саты. Воздух был свежим, настоящим, казалось, только таким воздухом можно как следует надышаться. Довольно быстро из-за зеленых холмов показались белые красавцы – заснеженные пики, нагроможденные в протяженный природный каскад. Легкие наполнялись воздухом, лицо озарялось светом первых солнечных лучей, а сердце питалось любовью сродни той, с которой поэты прославляли природу. Насладившись молчаливой симфонией пробуждения природы, мы попрощались с аулом Саты и отправились дальше.

Дорога на озеро Каинды проходила через неглубокую речку, которую нужно было пару раз пересечь вброд. Спустившись к правому берегу относительно смотровой, мы оказались вот в такой сказке.

Озеро Каинды образовалось около 100 лет назад в результате землетрясения. Вода заполнила пространство, на котором росли ели. Со временем деревья омертвели, но и по сей день они возвышаются над зеркальной гладью воды. На заднем плане – гармоничный пейзаж в виде возвышающихся над голубой водой зеленых гор и скалистого пояса. Но вот то, что творится на переднем плане, этот ритм, этот частокол – он беспощадно режет пространство, диктуя ему свои условия.

Мы с моей попутчицей Саей выбрали себе по камушку с берега. Я решила взять самые некрасивые, самой неправильной формы сувениры, потому что это место, сплошь состоящие из противоречий, соединение которых дает гармонию, взбудоражило воображение и дало хорошую порцию вдохновения.

У нашего гида Дмитрия было припасено еще одно место, куда непременно стоило заехать. Названия у живописного уголка не было, поэтому нарекли его Желтым каньоном. Ландшафт этого каньона таков, что ты сначала взбираешься наверх, а там уже перед тобой простираются песочного цвета дали, и глаза разбегаются при выборе направления, в котором хотелось бы двигаться. Здесь желтые цвета плавно перетекали в зеленые, а затем краски сгущались, и в игру вступал характерный черный цвет вулканических пород.

Машина свернула с трассы, в каких-то 10 километрах отсюда томился под вечерним солнцем рыжий великан, который так и звал к себе. Пытаюсь вспомнить первые впечатления о Чарынском каньоне, но как будто не могу. Я до конца еще не понимала, где мы находились. Прошлись по смотровым площадкам левой стороны, откуда открывался сумасшедший вид.

Совершая ознакомительную прогулку, мы заприметили наверху место для разбивки лагеря. Я много слышала о звездном небе Казахстана, но пока не удавалось как следует им насладиться. Поставив палатку, столик и стулья установили перед ней, чтобы стены закрывали от ветра. Мы сели с удачной стороны, это напоминало кинотеатр под открытым небом, где сегодня показывали танец ускользающего света. В каньоне быстро стемнело, спустя мгновения небо стало заполняться крохотными огоньками, голова шла кругом от того, что происходило.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
В. Маяковский

Эти плевочки были нужны мне, чтобы почувствовать себя счастливой. А затем на горизонте над стенами каньона начало появляться сначала едва заметное, а потом нарастающее светлое пятно. Оно расходилось к краям, и тут показалась она. Желтая яркая огромная луна, счастливыми свидетелями восхода которой мы стали.

Я спала некрепким, но таким приятным сном! Проснулась, посмотрела на часы – 4:20, а спать уже и не хотелось. На небе вместе с луной все еще сияли звезды. Я закуталась в спальник, включила в плеере песню David Bowie «Space Oddity» и так растрогалась, что разлилась редкими слезами радости. У счастья теперь появился саундтрек.

День 7. Тургеньское ущелье, плато Ассы

На горизонте показались первые признаки зари, начинался третий сеанс нашего кинотеатра под открытым небом. Мы смотрели, как на горизонте яркость постепенно нарастала, будто кто-то поворачивал тумблер. Наконец, показалось нежное красно-желтое солнце.

Мы решили забраться на другую стену каньона, по которой еще не ходили. Здесь действовал все тот же принцип: бубнить себе под нос, отсчитывая «раз, два», чтобы не терять ритм и не останавливаться. Когда мы оказались наверху, захватило дух.

Тропинка шла сначала по стене каньона, а затем сворачивала вниз. Уже не было выбора, бояться или нет. Ты концентрируешься, преодолеваешь препятствие и только потом позволяешь страху выйти наружу.

Настал момент прощания, время отправиться навстречу прохладе в Тургеньское ущелье и на горное плато Ассы. На выезде увидели человека, поднявшего руку со вскинутым в небеса большим пальцем. Это был автостопщик Паша из Минска, с которым мы встретились чуть ранее на входе в долину. Он сел в машину и начал рассказ о себе и своем путешествии. Спустя какое-то время само собой было решено: едем в Тургеньское ущелье вместе, уже вчетвером.

В Тургеньском ущелье решили совершить быструю прогулку до малого водопада, минут 15-30 пути, в зависимости от темпа.  Я убедилась в том, что малый водопад не такой уж и малый. Как человек, вообще не искушенный перепадами высот и их многообразием (из Петербурга же), оценила это явление природы по достоинству.

Мы направлялись вверх по отвратительной размытой дождем дороге. Несколько раз на пути возникали каскады ямок, для преодоления которых требовалась большая концентрация, так что все пассажиры притихли. Постепенно поворот за поворотом вел нас к по-настоящему масштабному зрелищу. Серость и облачность придавали ему особую грубость. Такая суровая красота!

Мне полюбилось это место. Оно казалось чарующе статичным, что способствовало погружению в мысли и внимательному взгляду в душу самому себе. Цель казалась все ближе, дождь становился все мокрее…

Мы направились к машине, чтобы успеть спуститься вниз к берегу горной реки Тургень, где чудесным образом можно было разбить лагерь. Все-таки момент прощания полон разных чувств. Но в Казахстане это всегда были чувства благодарности, почтения и любви. Ну и грусти от расставания, разумеется. Мы разожгли первый костер за всю поездку, у которого с таким огромным удовольствием сидели за разговорами в попытках прогреть кости.

День 8. Озеро Иссык

Нас ждал последний пункт маршрута – озеро Иссык. По пути Дмитрий рассказал печальную историю этого места: 7 июля 1963 года на водоем обрушилась селевая лавина. В течение 5-6 часов естественная плотина была разрушена, а невероятно красивое озеро Иссык уничтожено. Катастрофа унесла с собой человеческие жизни. Однако место было восстановлено к началу 90-х годов больше чем наполовину.

И вот перед нами прекрасное горное озеро с лазурного цвета водой. Был вторник, так что мы были одни. Миновав дважды горную речку Иссык, питающую озеро, а также пройдя немного по лесу, мы оказались на красивом мысе.

Одна беда – все вокруг завалено мусором от прошедших выходных. Дмитрий предложил здесь убраться и сжечь мусор. Когда основная масса уже сгорела, мы услышали рев двигателя машины неподалеку, а затем увидели серьезного человека, направлявшегося к нам. Незнакомец перешел сразу к делу: нами было нарушено несколько правил. Во-первых, мы находились на запретной территории (ну да, табличек не читали). Во-вторых, разведение костров, тем более на такой территории, запрещено. Человек сообщил, что сейчас будет оформляться штраф. Стало невыносимо досадно, начались прения сторон. Спустя какое-то время егерь сказал: «Ладно, я вижу, ребята вы неплохие. Давайте так: штраф я вам выписывать не буду, вы тушите костер, и я вывезу вас с запретной территории в зону отдыха.» Такой расклад нас устроил. Только подъехали к нужному месту, как егерь предложил отвезти нас на селеловушку. Мы приехали к грандиозному сооружению.

Сквозная противоселевая дамба (в обиходе селеловушка) была воздвигнута через реку Иссык в 1980 году. Для меня, как человека искушенного, сооружение представляло неподдельный интерес. Да меня просто распирало от восторга побывать на таком уникальном объекте!

Здесь слева направо: Сая (попутчица), я, Паша (автостопщик) и Дмитрий (водитель-гид)

Как только мы сошли с плотины, начался дождь. И снова егерь удивил: «Поехали ко мне на пост, я вас чаем напою». Согласились с удовольствием, и уже через мгновения оказались в двухкомнатном домике. Мне хорошо запомнилась его фраза: «В заповеднике работают либо патриоты, либо идиоты». Наш егерь, безусловно, с любовью относился к местам, которые ему вверено охранять и оберегать.

Дорога до Алматы прошла быстро. Я смотрела в окно, пытаясь уместить в голове череду всего того, что мне выпала честь увидеть в последние 8 дней.