Экспериментальный отчет об автобусном туре Финляндия-Швеция-Норвегия-Дания

Автор Vera

Норвежские фьорды – дивно красивое место, давно хотели побывать там с мужем, и вот свершилось. Спланировали на сентябрь, потому что любимое время года. За границу ехали впервые, маршрут достаточно сложный, испугались проблем с визой, поэтому решили тур купить. Оказалось, сильно рисковали, большинство наших туроператоров в конце сентября туда уже не возят. С трудом нашли подходящий вариант, последний тур в году, как выразилась наша гид «закрытие фьордов».

Отдельно пару слов о турфирме и туроператоре. Не сочтите за черный пиар. Сотрудничество с турфирмой «+ 30 по Цельсию» оставило очень неприятное впечатление. В двух словах – мне постоянно приходилось самой вылавливать агента и задавать наводящие вопросы: А подтвердили нам путевку? А дали нам страховку? А где мне получать документы? И т.д. Напутственных слов нам тоже не сказали, поэтому в автобусе на границе мы узнали много нового. В общем, не советую.

А вот с туроператором, наоборот, повезло. Называются они Верса (www.versa.ru). Специализируются на экускурсиях по Петербургу и Скандинавии. Замечательный гид, отличные водители, вполне приличный автобус, организация идеальная.

Тур начался в Санкт-Петербурге. Ехали поездом. Купили все заранее, паковались неделю. Чемоданам предпочли большой рюкзак, около 100 литров объемом. Мы с рюкзаком (одним на двоих) мобильнее – что на вокзалах и в метро по лестницам нам удобнее двигаться, что выгружать/загружать его в автобус. Вошло все, даже три запасных свитера и моя косметичка. Еще взяли два городских рюкзачка. Цены в Скандинавских странах негуманные, поэтому сделали небольшой, но калорийный запас продуктов: растворимые супчики, сырокопченая колбаска, шоколадки и ореховая смесь. Как в турпоход собирались, я даже раскладку писала продуктовую)))). Валюту поменяли в Сбере на Орджоникидзе. Основную сумму взяли в евро, и сделали небольшие заначки по 50 евро в датских, шведских и норвежских кронах.

В Петербург прибыли рано-рано утром в четверг, на Ладожский вокзал. Так получается, что все подобные туры начинаются в 5 утра, а поезда из Перми приходят позже, около 7. Автобусы отправляются от гостиницы «Октябрьская», это как раз напротив Московского вокзала. От Ладожского до Московского – пара станций метро. Рюкзак мы сдали в камеру хранения на Московском вокзале и пошли гулять по городу налегке. Сразу оговорюсь – переоценили свои силы, сутки на ногах после бессонной ночи в поезде – это тяжело, хотя я себя неженкой не считаю. Лучше заплатить за тот же хостел и выспаться как следует.

Пошатавшись по городу пару часов и позавтракав, мы зашли в гости на огонек к нашему туроператору. Где (ура-ура!!) выяснили, что визы дали всей группе. Да-да, мы до последнего дня не знали, дали ли нам визы. Не знаю, кто тут виноват, в турагентстве нам сказали, что так надо, хотя мне это кажется странным.

По пути купили новую сим-карту для телефона, с подключенным роумингом по Европе. Зря заранее этим делом не озаботились, в салоне МТСа нам потом объяснили, что можно было просто в Перми подключить международный роуминг и не страдать. Ночью, совсем убитые, осели в кинотеатре.

Очередной сеанс закончился в 4 утра. Утро бодрило. На вокзале забрали вещи, взяли в автомате по кружке кофе и отправились искать свой автобус. Автобусов перед гостиницей в это время стоит невероятное количество. Почти с третьей попытки нашли свой. На большинстве написаны номер, или ФИО гида, или турфирма. На входе нам выдали документы, назвали места. Всю дорогу до финской границы спала сладким сном. А на подъездах к границе выяснилось (сюрприз!!!), что ввоз продуктов мясного и молочного происхождения на территорию Шенгена запрещен и приравнивается к контрабанде. Вот тебе и запас колбаски на черный день… Наш замечательная гид Екатерина сразу предупредила всех, что до сих пор с проверками на предмет мяса не сталкивалась, но закон существует, следовать ему или нет – решайте сами.

Процедуру прохождения таможни описывать не стоит. Запасайтесь терпением, внимательно слушайте гида, выполняйте его указания максимально четко и быстро.

Буквально через пять минут после прохождения обеих таможен нас привезли в Шайбу – это такой большой торговый центр, с кафешками, магазинчиками, обменным пунктом и прочим. Курс там негуманный. Был завтрак, небольшая разминка и первые языковые трудности у некоторых наших попутчиков. Я понимаю и объясняюсь неплохо, поэтому общение с аборигенами взяла на себя.

После легкого завтрака взбодрилась и прилипла к окну в попытках через стекло сфотографировать пейзажи. Все-таки, природа там нетипичная и непривычная для нас. И очень чисто. А еще почти сразу после пересечения границы обратили внимание на то, что вдоль дороги по обеим сторонам все закрыто стекой. Ну, мы сначала думали – частные владения, обгородились, буржуи проклятые, а потом нам объяснили, что это – ПРОТИВОЛОСЕВЫЕ заграждения. Умилило.

Несколько человек должны были присединиться к группе в Хельсинки (ехали на поезде из Москвы). Времени на обзорную экскурсию не осталось, так что нас просто высадили у железнодорожного вокзала с напутствиями в какую сторону идти, куда смотреть и главное – через сколько вернуться. Мы успели пройтись от вокзала к Сенатской площади, оттуда дошли до набережной – и назад. Далее был переезд до г. Турку, где до глубины души поразил «самый большой собор в Финляндии». Отложили фотоаппарат, сели, задумались… Да, это и правда похоже на место для разговора с богом. А тут и орган заиграл… так хотелось послушать, но (бич всех автобусных туров!!!) график-график, мы уже опаздываем.

Приехали на терминал, гид выдала нам на руки билеты (они же – ключи от кают), все объяснила, предъявили на контроле документы и билеты и прошли в зал ожидания. Потом долго ждали, пока паром подходил, пока разворачивался, пока всех высаживал, пока мы заходили… Путешествуем мы вдвоем с мужем, переплачивать вдвое за двухместную каюту не стали. У компании Силья, как нам объяснили, политика деления кают на женские/мужские, поэтому разошлись по разным каютам, скинули вещи, переоделись. Мне повезло, ночевали мы в 4-х местной каюте вдвоем с русской девочкой. Ноу проблемз. Олегу достались в попутчики эстонец и русский. Каютки маленькие, чуть побольше купе в поезде, но все необходимое там есть – душевая, туалет, шкафчик, кондишн. Освежились и отправились на ужин.

Еще на этапе заказа тура нам настойчиво предлагали сразу оплатить шведские столы на паромах, но мы делать этого не стали. Не пожалели ни разу. Во-первых, практически всегда можно купить за те же деньги ужин/завтрак прямо на месте (если нужны подробности – поинтересуйтесь на сайте паромной компании – они там все пишут, и на русском). Во-вторых, на каждом пароме помимо ресторана, предоставляющего шведский стол, есть еще 3-4 заведения разных ценовых категорий, среди которых можно выбрать подходящее (единственное, что нужно – хотя бы минимальное знание языка, чтобы объясниться на кассе и раздаче и понять, чем вообще кормят).

Свой ужин мы нашли по запаху. Невероятно вкусный лосось на гриле, со спаржей и картофельными оладьями в грибном соусе, креветки-гриль с лапшой вок в сливочном соусе, кофе… Олег из жадности еще прихватил сендвич, но пароксизм довольства настиг его раньше. Из-за стола мы выходили даже немножко слишком сытые. Душу безусловно грел тот факт, что сэкономили мы вдвое от цены на шведский стол. Переезд между Турку и Стокгольмом довольно короткий, ночная жизнь нас не манила, так что разбрелись по койкам. С утра отправились в ту же самую кафешку. Завтракали по-английски, кашкой, булочками, яичницей, недорого и калорийно, чтоб энергии хватило на целый день.

В Стокгольм мы приехали очень рано, город еще спал. По мере экскурсии он просыпался, оживал, наполнялся людьми. Очень обаятельный город, даже слегка пасмурная погода ему идет, как некоторым барышням идет грустное выражение лица. Он такой весь как будто игрушечный, с башенками, мощеными улицами, стенами, покрытыми плюющем, огромным количеством памятников и памятничков.

.  После основательной обзорной экскурсии, нам устроили пешеходную прогулку по Гамла Стану (старому городу), а затем Екатерина предложила посетить музей «Васа». Это такой музей, посвященный одному кораблю. Если представится такая возможность – сходите, не пожалеете. Затем, воспользовавшись свободным временем, отправились сами бродить по Старому Городу. Прошлись по узким улочкам, исполнили мою мечту – пили кофе, сидя за столиком прямо на улице и любовались заливом, разглядывали витрины магазинчиков, посмотрели на каякеров, позвонили домой: «Мама, я в Стокгольме!!!!!», и засняли небольшой парад королевской гвардии.

Затем погрузились в автобус. Предстоял длинный переезд до Норвегии. По пути заехали в какой-то продуктовый гипермаркет с целью размяться, в туалет, ну и купить покушать, если кому-то нужно. Притормозили на границе Швеции и Норвегии – символический каменный столб и удивительно пасторальный деревянный домик таможни. Так и миновали границу – даже проверить никто не вышел.

В отель приехали затемно, времени на отдых – в обрез. Ресторан уже не работает, пригодился электрический чайничек на полтора стакана. Отель – три звездочки, хорошие такие, без роскоши, однако со всем необходимым. Постели мягкие, белье чистое, душ-мыло-шампунь-фен, телевизор-телефон. Что еще нужно, чтоб с комфортом переночевать?

Уезжали затемно, даже без завтрака. Завтрак выдали сухим пайком и он был очень не очень. Бутерброд и деревянная груша. В автобусе предусматривалась кофеварка, но она работала при каких-то сложных условиях, только на остановках, всем страждущим явно не хватало. Проехали часа полтора, въехали в горы, рассвело. Привал на завтрак. Над водой – туман, на столиках изморозь. Вот когда пригодился термос. Как мало нужно человеку для счастья – смотреть, как восходит солнце в горах и пить горячий кофе. Потом мы еще долго-долго ехали. Выпустили проветриться на 10 минут на перевале. Фоткали.

Вообще, заранее внимательно ознакомьтесь с километражом предстоящего путешествия и как-то соразмеряйте свои силы, готовьтесь морально. Ничего странного, что двухэтажный автобус не гонит по горному серпантину со скоростью 150 км в час. Берите подушки, книжки, плеер, КПК, готовьтесь к тому, что большая часть пути будет проходить в автобусе в положении сидя, не надо действовать на нервы гиду и водителям вопросами: «Ну почему так долго? Когда мы уже приедем?».

Приехали в первой половине дня на станцию Флом – небольшое поселение, жителей на 400. Там есть достаточно большой магазин с сувенирами, однако цены кусаются. Мое мнение таково: если приглянулось что-то лично вам – берите, вы будете знать, откуда эта вещь привезена, и она будет вам душу греть. А вот если нужны многочисленные сувениры для всех родственников и друзей – то не стоит.

Круиз по фьордам и поездка по железной дороге Фломсбана оплачивались у нас отдельно (около 100 евро на человека). Поначалу была небольшая сумятица, потому что все бросились занимать места (по всей палубе стоят банальнейшие пластиковые стулья, начали расставлять их по бортам, чтобы иметь полный обзор и любоваться с комфортом). Помимо нашей группы я увидела еще русских, англичан, китайцев (куда же без них). Поначалу мы тоже утвердились на стульчиках, но минут через 20 плавания толпа на палубах рассеялась. Кто-то ушел в бар, кто-то спустился на нижнюю закрытую палубу, потому что замерз. Мы на воде бывали не раз, знаем, каким пронизывающим может быть ветер, поэтому экипировались по полной. Попробовали вафли в баре (плотно покушать там не получится, но слегка подкрепиться можно), кормили чаек, бегали по всему кораблю в поисках более удачных кадров. А вообще, фоткать там можно беспрерывно, разнообразная и красивейшая природа, удивительные пейзажи. Так обидно было, когда понимали, что фотоаппарат «не берет», но увы… На фотографиях все выглядит не так. В общем, одевайтесь теплее и наслаждайтесь. С закрытой палубы и половины не видно.

По прибытию почти вся наша группа ушла обедать в ресторан. А мы уютненько расположились за столиком прямо на берегу, пообедали своими припасами (сухомятка, конечно, но 35 евро за обед на 1 человека я бы себе не простила). А так совместили приятное с полезным – еще полюбовались видами и денежки сохранили.

Еще один момент – раз уж вспомнилось. Олег очень переживал по поводу курения. Обчитались разных товарищей, которые обещали гигантские штрафы и тюремное заключение каждому, кто закурит за пределами «зон для курения». Напрасно переживали. Сделали вывод: везде, где стоит пепельница – курить можно. Ориентировались по нашим водителям – где они курят – там все курили.

Далее совершили небольшой переезд обратно во Флом и поехали по железной дороге. Очень красивые виды – это плюс. Почти невозможно фотографировать – это минус. Поезд постоянно проезжает туннели. Во всем вагоне открывается всего 2-3 окошка, а через стекло фотографии получаются плохого качества.

Дорогу до отеля честно старалась не спать, чтоб еще полюбоваться, но, видимо, мозг перегруженный впечатлениями предпочел отключиться. Ночевали не доезжая часа три до Осло в Thon Hotel. Помню название – горное плато Хардангервидда. Завтракали на этот раз в гостинице, завтрак системы «шведский стол» по дефолту включен в стоимость проживания. Трюфелей и устриц не давали. Яйца всех видов, йогурты-мюсли, фрукты-овощи-салаты, кашка, колбаса-мясо-сыр-рыба в нарезках, выпечка, чай-кофе-соки-молоко. Все свежее, вкусное, питательное. Твое все, что сумеешь скушать на месте. Вынос продуктов считается воровством. Хотя, мне кажется, если вы соорудили себе бутерброд и немного не осилили его, завернули в салфеточку и взяли с собой – останавливать вас не будут. Только не надо увлекаться.

В Осло мы приехали в первой половине дня. Ни сам город, ни разрекламированный парк скульптур Вигеланда впечатления не произвел. Гид Екатерина предложила на выбор свободное время или экскурсию по музеям кораблей. Мы сами туда очень хотели, но сомневались, сможем ли добраться в срок, а тут такая удача. Немедленно согласились. Кораблям посвящен некий комплекс, состоящий из трех музеев. Сначала зашли в музей кораблей викингов. Нас эта тема живо интересует, так что все смотрели, все надписи читали. Музеи отличаются от наших в первую очередь отсутствием бабушек-смотрительниц в каждой зале. Уникальные корабли 9-10 вв. стоят огороженные чисто символическим бордюрчиком – цепочка на стоечках на уровне колена. И никому не приходит в голову оторвать сувенир на память, потрогать, написать «Ося и Киса были здесь». Вот что значит разница менталитетов.

Затем был музей Кон-Тики, посвященный путешествиям Тура Хейердала. Не такой захватывающий, но по-своему познавательный и интересный.

А затем – музей корабля Фрам. Это тот самый корабль, на котором Амундсен достиг Южного полюса. Невероятно понравилось то, что по кораблю можно ходить, везде заглядывать, все трогать, посидеть в кают-компании и даже ударить в рынду (это колокол такой на верхней палубе J).

Кстати, во всех музеях есть туалеты, имейте ввиду.

Далее нам предстоял круиз на пароме компании DFDS до Копенгагена. Билеты получили, паспорта приготовили, очередь. Вдруг к Олегу подходят двое мужчин в форме и просят пройти с ними. А он безъязыкий, только «Хеллоу» да «Сенк ю» умеет. Бегу узнавать в чем дело. Объясняю, что мы вместе едем, с группой, автобусный тур, я по-английски понимаю, нет, переводчика звать не нужно. Проходим в закрытую комнатку. Ну, начинаю паниковать, хотя никаких грехов за нами не знаю. Оказалось, все достаточно просто. Олега приняли за бэкпэкера, интересовались прежде всего ножами и топорами. Мы предъявили мою кухонную хлеборезку, которую у нас тут же изъяли. Честно говоря, я с ней сразу попрощалась, без сожалений. Спрашивали, не везем ли наркотики-лекарства. И нет ли у нас базуки (Ноу базука, ноу!). Через пять минут отпустили, подробно объяснив, где и как забрать нож по прибытию в Копенгаген.

Поднялись на борт. ДФДС – это вам не Силья. Разделения кают нет, народу поменьше и сам паром шикарней. Были даже джакузи и бассейн на верхней палубе. На этот раз жили вдвоем в четырехместной каюте, что нас очень устраивало, разумеется. В каждой каюте лежит такая книжечка рекламная про все заведения на пароме. Первое слово, которое меня смутило в описаниях – дресскод… Ближайшее рассмотрение опасений не развеяло – одни рестораны. С грехом пополам нашли в уголочке стойку с кофе и бутербродами (20 евро за кофе с плюшками - бррррр). Решили кулинарные эксперименты не продолжать, поужинали своими припасами в каюте.

Кстати, пока не стемнело, и паром идет вдоль берегов, выбирайтесь на палубу, пейзажи очень красивые. После ужина купили в дьюти фри бутылку Баккарди Мохито и отправились на корму созерцать. Вечер прошел дивно.

Завтракать решили качественно, поэтому проплатили шведский стол (17 евро с человека). Ассортимент опять же неплохой, но без излишеств и изысков. Завтрак запомнился в первую очередь официантами – безукоризненно вежливые двухметровые дядечки в костюмах-троечках подходят, наклоняются и интимным тоном предлагают кофе… Наши попутчики рассказывали, что на ужин давали устриц-лобстеров, но понравилось не всем. Впрочем, дело вкуса. Кстати, валюту можно поменять тут же, на пароме, впрочем, евро берут почти везде.

Копенгаген нам понравился. Легкий, разнообразный, свободный. Очень много велосипедов всех моделей и конструкций. Причем, если у нас велик – это отчасти понт, отчасти спорт, то у них – реально самое удобное средство передвижения. Много видели и побитых, и слегка потрепанных. Посмотрели, как меняется караул у королевского дворца (15 минут вполне достаточно), совершили прогулку по каналам (очень рекомендую, с реки – совершенно другой город).

Потом отправились в пригород Копенгагена смотреть Фредриксбург – одну из бывших королевских резиденций. Любопытно, интересный замок и обширный парк, чем-то Петергоф напоминает.  Там же нашелся магазинчик с шерстяными вещами. Обзавелась распродажным шарфиком с оленями на память.

По валютам – не обменивайте слишком много местных денег, если не планируете крупных покупок, и старайтесь, уезжая из страны, не иметь руках крупную сумму в местной валюте. Менять обратно не слишком выгодно. Имейте в виду, расплатиться евро можно почти везде (купюрами, монетками – нет), но сдачу вам дадут местной денежкой, причем курс не самый выгодный.

Ночевали в гостинице уже на территории Швеции. Проснулись с утра пораньше и поехали. Предстоял долгий переезд до Стокгольма. Спали, болтали, смотрели фильм и в окна, немного читали. В Стокгольме нам предложили на выбор 4-4,5 часа свободного времени или экскурсию в ратушу. К роскошным интерьерам мы равнодушны, к тому же была у нас одна задумка. Высадили тех, кто отказался от экскурсии в Гамла Стане, напротив королевского дворца.

А задумка была такая – попробовать добраться до Скансена. Это место – это что-то. Зоопарк, Хохловка, дендрарий и музей камней в одном флаконе. Очень рекомендую. Добраться оказалось достаточно просто. Объясню на пальцах. Нужно встать к королевскому дворцу лицом, а спиной к воде и двигаться по набережной влево. Вскоре увидите кассы и пристань. Там ходят два рейсовых кораблика – такой вид городского транспорта – каждые 15 минут. Цена на билет не сильно кусается, однако – ВНИМАНИЕ!!! – в кассе берут только шведские кроны. Покупаете билетик, ждете кораблик – он такой интересной конструкции – вход с двух сторон, так что это скорее паромчик. Остановок всего ничего, выходить нужно на второй, ориентируйтесь по парку развлечений Тиволи с американскими горками. А еще проще спросить у «кондуктора», он подскажет. Билеты на пароходик действуют как-то по времени, когда мы сразу хотели купить билеты на обратную дорогу, нам не продали. Имейте ввиду. Выходите с кораблика, поднимаетесь вверх по длинной такой улочке, переходите через дорогу и идете направо. Вскоре увидите. Билеты можно купить и за евро. Впридачу дают карту, без нее мы бы заплутали точно. Место очень интересное, жаль, времени в обрез было, туда бы на целый день. Территория огромная, не успели обойти и половину.

Затем мы прежним путем переправились к королевскому дворцу, и наш автобус повез нас к последнему парому. Силья Галакси.

Снова жили раздельно, я вдвоем с русской девочкой, Олег с русским, немцем Гансом и японцем. Галакси – самый новый паром у Сильи, в каютах даже телевизоры были. Денег оставалось чуть меньше половины (сама не ожидала, что мы такие жмоты))). Поужинали в одном интересном месте: нашли кафе, где покупаешь за 10 евро тарелку и наполняешь ее. Ассортимент не особенно богатый, однако все горячее, сытное и вкусное – 3-4 варианта гарниров, столько же видов мяса-рыбы, салаты. Подход, насколько я поняла – один. Потом отправились за сувенирами. Сувениры с учетом специфики страны – на Силье много муми-троллей и оленей, а также тюленей. Если все равно, какой сувенир везти, лишь бы было, берите лучше на пароме в Финку, все-таки Финляндия не такая дорогая страна, как Норвегия. Затем закупились в дьюти фри. Олег взял бальзам JagerMaster, отличная штука, кстати, кто любит такие вещи. Разрекламированный морошковый ликер себя не оправдал – приторно-сладкий. Впрочем, дело вкуса. Еще за время поездки я подсела на лакричные конфетки и до сих пор скучаю без них.

Утром была обещанная обзорная экскурсия по Хельсинки и свободное время. Всем рекомендую дойти до рыночка на набережной (не знаю, как он называется, но это буквально в пяти минутах ходу от Сенатской площади). Там можно докупить сувениры или что-то из вещей, а еще попробовать очень вкусную рыбу. Прямо на площади стоят большие плиты, где на противнях прямо при вас готовят рыбу – всех сортов. Лучше берите сначала одну порцию, потому что они очень большие, а выкидывать такую вкуснятину рука не поворачивается. И берегитесь чаек и уток – они нагло клянчат еду.

И напоследок. Узнайте, запланирована ли в вашем туре на обратном пути остановка в рыбокоптильне. Если да – воспользуйтесь. Там продают рыбу – кету, семгу, форель горячего и холодного копчения. Заворачивают в фольгированную бумагу. Мы еще купили термопакет и вся рыбка у нас до Перми доехала на поезде в целости, не испортилась. Затем был переезд до границы, таможня и прочее, в Петербург мы вернулись около 9 вечера. Ночевали в хостеле прямо на Невском, долго ехали домой…

Сейчас разглядываю фотографии и меня не покидает легкое чувство нереальности, эти невероятные, красивые, нездешние пейзажи, мне не верится, что я там была, видела… Ну что ж, тем лучше, значит я вернусь, чтобы еще раз посмотреть, как отражается небо в ровном зеркале фьорда, чтобы ощутить на лице брызги воды, чтобы услышать пару новых легенд о троллях и хюльдрах и снова и снова чувствовать спокойную силу и безмятежность этих невероятных мест.