История буддизма на Урале насчитывает уже не одну сотню лет, но в годы Советского союза буддизм, как и многие другие религии, ушел в подполья, и к моменту распада СССР полностью пропал. Вновь распространяться буддизм на Урале начал только в 1995 году, когда бывший военный Михаил Санников прошел обучение буддийской культуре в Бурятии и Монголии, получив там новое имя Санье Тендзин Докшит, и решил начать строить на пожертвования монастырь Шад Тчуп Линг и комплекс священных ступ на горе Качканар. Название в переводе означает «место практики и реализации».
На сегодняшний день в монастыре живут около 10 послушников и сам лама. Кроме того, в него постоянно приезжают люди, которые помогают в строительстве монастыря и просто для того, чтобы несколько дней пожить на природе или в медитации.
Пока монастырь нельзя назвать полноценным – до сих пор он находится в активной фазе строительства, и в нем нет разделения на мужское и женское помещения, как нет и отдельной комнаты для мирян – хотя по канонам это должно быть. Еще для получения статуса «монастырь» необходимо, чтобы в нем постоянно жили четыре полностью посвященных монаха, тогда как на сегодняшний день такой в монастыре один – Лама Докшит, но послушники тоже постоянно учатся и ездят на обучение на Тайвань.
Попасть в монастырь можно из деревни Косья, которая находится у подножия горы. Раньше гости поднимались по короткому пути около карьера, принадлежащему международной горнодобывающей компании «Евраз», но сейчас компания полностью купила всю территорию горы, закрыла доступ и поставила КПП. Монастырь ведет переговоры с властями и дирекцией компании, чтобы им разрешили остаться, но пока это ни к чему не привело. Поэтому подъем идет со стороны деревни. Но если все-таки решили подниматься через КПП, то мы советуем обойти будку через лес. Зато потом вы подниметесь по достаточно короткой дороге и сможете посмотреть на огромный карьер.
При подъеме по тропе из деревни Косья есть одно негласное правило – где-то на середине подъема лежит огромная куча досок. Вам будут очень благодарны, если каждый возьмет с собой по одной досочке наверх – потому что монастырь постоянно строится. Недавно была доделана большая комната для гостей/столовая.
Происхождение кучи досок посреди леса – отдельная история. Несколько лет назад территорию горы Качканар так же облюбовала РПЦ, решившая построить в 100 метрах от монастыря свою церковь. Но эта затея оказалось не реализуемой – краевые власти поддержали монастырь, что он первый занял эту территорию, и когда строители узнали, что им придется наверх поднимать на себе кучи досок (дороги туда практически нет – только тропа или зимой на снегоходе), они бросили доски посреди леса и ушли.
У монастыря есть все, что необходимо его жителям для нормальной жизни – начиная с электрогенератора и печей для зимы, заканчивая ездовыми собаками, козами и снегоходами. Но все равно, прежде чем приезжать к ним, лучше всего написать в официальной группе монастыря Вконтакте (даже и такая есть), чтобы узнать, не нужно ли им чего-нибудь и можно ли приехать в те дни, когда вы планируете. Потому что случается, что монастырь бывает закрыт для посещений – когда в нем проводятся особые медитации, в который люди днями не разговаривают друг с другом.
С горы Качканар, которая поднимается на 887 метров над уровнем моря, открывается очень живописный вид на огромные лесные массивы и хребет Басеги, находящийся недалеко от горы. Помимо монастыря, достопримечательностями горы называют скалу Верблюд, которая стоит недалеко от вершины, бывшую горнолыжную базу, закрывшуюся в 2010 году и огромный карьер.
Зимой монастырь заносит снегом настолько, что видны только окна, и он становится больше похож на арктическую станцию, нежели на место, в котором люди приобщаются к вечному. Но и зимой гостей пустят с большим удовольствием и найдут, куда поселить. Вообще, в этом месте очень любят гостей и радуются, когда к ним приезжают.
Фото с официальной группы монастыря вконтакте.