Мыс Рока – край земель

Зеленые холмы Португалии

Пишу про всякое.

Пропасть между Европой и Америкой начинается после мыса Рока. Западнее него на Евразийском континенте ничего нет: только ветра и воды Атлантики. Сюда мы приехали из Лиссабона под вечер первого дня автомобильного путешествия на север страны, заглянув в прекрасную Синтру с ее дворцом Пена и в курортные городки Эшторил и Кашкайш. Скала, на которой стоит самый западный европейский маяк, возвышается на 140 метров над уровнем Атлантического океана. Кроме маяка, маленького ресторана, сувенирного магазинчика и каменной плиты с географическими координатами места, здесь нет ничего. Океан впереди, зеленые холмы позади.

Здесь нужно провести хотя бы час, но и этого будет мало. Мыс Рока – это настоящее место силы. Стоя над обрывом на ветру, можно увидеть, как линия горизонта закругляется слева и справа. «Земля круглая!» – приходит детское понимание, и ты захлебываешься от радости, осознавая этот простой и давно выученный факт.
На мысе Рока шумно – где-то внизу разбиваются о скалы мощные волны, в ушах свистит ветер. Но шум этот подобен тишине. Кроме океана не слышно ничего – ни щелкающих фотоаппаратов туристов, ни их разговоров. Иногда только мерное гудение волн разбавляет гул летящего в небе самолета.

Об этом месте португальский поэт Луиш Камоэнш написал: «Здесь кончается земля, и начинается море». Эта фраза почему-то стала очень расхожей, а мы над ее – кхм-кхм – простотой только и могли, что смеяться.
Мыс Рока находится в сорока километрах к западу от Лиссабона. Добраться на общественном транспорте сюда можно следующим образом: сначала доехать до Синтры на поезде, потом сесть на автобус №403 до мыса Рока. Мы путешествовали на автомобиле, и это, безусловно, гораздо удобнее. Когда ты не связан по рукам расписанием общественного транспорта, приключениям легче тебя найти.

Мы приехали сюда к закату и смотрели, как солнце падает в море. Туристы уже покидали смотровые площадки, скрываясь в недрах огромных автобусов. На следующий день мы вернулись на мыс утром, когда солнце уже встало, а туристы еще нет. Кажется, это идеальный вариант, потому что он позволяет посмотреть на открывающуюся красоту при разном освещении.

Изрядно насозерцавшись, мы отправились дальше. От мыса Рока до фермы, где мы решили остановиться на ночлег, ехать минут 20. Сначала позади останется океан, потом крохотная и очень уютная деревушка Азойя, и перед глазами откроется вид на ущелье, внизу которого протекает речушка, заросшая каллами и впадающая в океан. Мы спускались вниз по грунтовой дороге, в воздухе витали цитрусовые ароматы – фермер, к которому мы держали путь, взращивает лаймовую рощу.

Он встретил нас на пороге своего старинного каменного дома, приветственно улыбнулся, как это умеют делать все португальцы, - как будто ты его самый заветный друг. Мы прошли во внутренний двор, засаженный грейпфрутовыми деревьями. «Вы можете их срывать!» - бросил на ходу Фернандо. Наш хозяин показался нам ровесником дома, в котором нет отопления, а вся мебель будто изъята из музея – сундуки, кровати с пологом, древние зеркала. В гостиной камин, а стены завешаны старинными картинами и фотографиями нашего дона Фернандо. Вот он с Папой Римским, вот с Джимми Картером. Мы удивленно округлили глаза. Гостеприимный фермер, выращивающий лаймы, оказался бывшим дипломатом, посолом Португалии в Исландии, Норвегии, ООН. «Я был знаком с Хрущевым!» - смешливо признался нам Фернандо. Мы накинулись на него с вопросами, но было ясно – это не то, о чем он хотел бы беседовать весь вечер. Но когда речь касалась его рощи, Фернандо широко улыбался и радостно рассказывал о том, что его ферма производит только органические продукты, вновь предлагая нам рвать сочные плоды во время прогулок по саду.

В тот вечер казалось, что разные пространства и времена схлопнулись в одной точке – и этой точкой оказалась крошечная ферма в нескольких километрах от мыса Рока. Ночью было очень темно, ухала сова, светила огромная луна. В непроглядной тьме я интуитивно ощущала деревянный католический крест над изголовьем кровати.
Окна в комнате под крышей чуть запотели к утру от электрического обогревателя. Спускаясь в столовую, я нарисовала на стекле солнышко – оно как раз вставало над океаном. На завтрак нам подали кофе, горячий хлеб, фрукты и лаймовое варенье.

Впереди был день, полный впечатлений. Мы наконец-то спустились к морю в поселке Назаре, выпили вишневый напиток джинджинью в Обидуше, восторгались красотой расположенного на краю обрыва у самого океана Азеньяш-ду-Мара. Об этом - в следующем отчете.