Жаль, Черногория не стала второю родиной моей

Королева незатейливых рифм, любительница душевных посиделок, путешественник не для галочки ;)

Очень мне нравится балканская музыка, какие-то неведомые струны души затрагивает, подозреваю, это молдавские корни во мне говорят. Наверное, эта мелосимпатия и зародила желание посетить Балканы. Ну и рассказы бывалых о том, как в Которской бухте плакать от всей этой красоты вокруг хочется, как невероятно вкусно есть местную брынзу, запивая вином, и слышать речь, почти русскую, но тщательно завуалированную в высокопарные конструкции.

Вечерний Котор

Мы хотели за один раз объять три страны – Черногорию, Боснию, Хорватию. Но погода внесла свои коррективы. Да и не только погода – оказалось, Черногория, эта крошечная частичка некогда огромного государства, сама по себе невероятно интересна и как-то по-домашнему уютна.

Путешествие для меня всегда начинается даже не с аэропорта – с самолета. Когда уже точно не дома, когда ешь иногда странную бортовую еду и смотришь вниз, стараясь по очертаниям, по небрежным разноцветным заплаткам или строго расчерченным квадратам понять, какая она, пока неизвестная тебе страна.

В Черногорию нас доставила компания Air Serbia, просто образцово-показательная, с моей точки зрения. Никакого лишнего кипеша, хорошие самолеты, про еду даже не знаю, как правильно сказать. Она очень вкусная, такая, какую и в хорошем ресторане не всегда попробуешь. Качественный алкоголь для любителей дерябнуть по рюмашке на борту. Я, кстати, не удержалась на обратной дороге, пообщалась с Джэком Дэниэлсом :)

Уже в самолете ты окунаешься в лингвистическую пучину другого славянского языка, которой, кажется, полностью соткан из русских архаизмов. Надпись на двери туалета взывает к пассажирам «Молим, затворяйте врата» (не на кириллице, конечно).

Машину решили взять «с порога», т.е. в аэропорту, в основном по причине экономической целесообразности. Аренда авто в Черногории очень дешевая – в день обходится в ту же сумму, что и такси из аэропорта до места, в нашем случае городка Муо в Которской бухте.

Муо, вид из окна

Погрузились мы в свой Ситроен и довольно быстро приехали в Котор, оттуда до Муо рукой подать, 3-4 км. Вся неприятность состоит в том, что дорога, которая ведет в крошечный городок, узкая и большей частью без бордюра. В первый раз мне было очень страшно, ощущение, что одно неловкое движение, и ты на пару с железным конем уже на дне залива общаешься с рыбками. И второй раз было страшно, и в третий, да что там говорить, только в последние дни я привыкла, научилась разъезжаться с встречными авто без лишних нервов. Наш гостеприимный хозяин, узнав о моем страхе, сказал, что за 30 лет его жизни на этой дороге ни одной серьезной аварии не было. Когда я резонно спросила, что в таком случае там, «у реки» цветочки пластиковые делают, он отмахнулся, сказал, что это было давно и вообще не от этого. Ага :)

Если убрать эти камни, получится дорога от Котора до Муо

Кстати, вечером первого дня с Ситроеном нашим случилось странное, ключ напрочь перестал поворачиваться в зажигании, я и так его, и эдак, потом Игорь и так его, и сяк, потом строителя одного попросили тоже приобщиться к решению проблемы – опять ничего. Написала в компанию (менеджер наш Драгон очень плохо говорит по-русски и совсем плохо по-английски, было опасение, что мы друг друга напрямую не поймем), они сообщили о проблеме товарищу Дракону, через 30 минут он был у нас. Машина завелась сразу. Что это было, непонятно… Наверное, она умнее людей, поняла, что ее ждет с таким водителем :)

Подруженька наша

День 1. Негожи и Ловчен

Честно говоря, с чего начать осмотр (и обкатку авто для успокоения моих нервов), было неясно – то ли с Ловчена, то ли с Будвы и прилегающих окрестностей. Решили пойти по простому пути, узнали у хозяйки, откуда открывается лучший вид на бухту, и отправила она нас по серпантину вверх в д. Негожи, мы сели и поехали.

Которская бухта

Это был прям такой серпантинистый серпантин с пронумерованными поворотами. Потом открытку себе отправили с фото этой дорожки, я была крайне удивлена, что там ехала. Тогда я еще не знала, какие дороги мне предстояло покорить в ближайшие дни :)

Виды на бухту с серпантина

Благодаря ребятам, которые пили чай с видом на Котор в верхней точке, узнали, что мы совсем рядом с Ловченом, высокогорным заповедником. Таким образом нам удалось зацепить сразу три обязательных пункта – Негожи, Ловчен и Цетинье.

Негожи

Красоты Ловчена

Высшая точка – музей Мавзолей

Над облаками

Хочу отдельно упомянуть ресторанчик отеля Monte Rosa. Сама «Горная роза» находится на территории парка со стороны Цетинье в очень живописном месте. Оттого складывается впечатление, что и цены там должны быть соответствующие. Но это был самый дешевый ресторан из всех, что мы посетили до и после, с самой вкусной едой и самыми огромными порциями. Меню – как приличный рассказ, листов десять, и это только разблюдаж :)

Ресторан "Монте Роза"

К сожалению, в Цетинье мы оказались ближе к закату, припадать к Святым мощам не поехали, за что потом нас очень корил один черногорец.

Внизу буйная весна, чуть выше поздняя осень

Вообще, жители этой страны очень религиозны, даже ортодоксальны. В чем-то греков напоминают. Не все, конечно, но многие. Тот товарищ вообще не понял нашего маршрута, по его мнению, мы должны были презреть все природные красоты в пользу православных достопримечательностей. Я очень аккуратно сказала, что мы верующие, но отнюдь не религиозные. В ответ получила непонимающий и укоряющий взгляд. Ну, мне так показалось.
Дорога из Цетине до Будвы бежит вниз, цитируя мой (т.е. вольный) перевод Теофиля Готье, «штопором закрученная в спираль». Вероятно, в плане подготовки к летнему сезону в марте велась активная работа по ее расширению. Впечатление именно об этом шоссе, неосвещенном, заваленном камнями, – самое неприятное из всех, связанных с перемещениями внутри страны. Игорь не согласен, у него свои химеры, о них позже :)

Шоссе Цетинье-Будва

Вечером закупились местными сырами, пршутом, вином и овощами. С огромным удовольствием все это слупили :)

День 2. Свети-Стефан, вечерний Котор

На следующий день решили ехать на Скадарское озеро, по пути буквально на полчасика заехать сфотографировать Свети-Стефан. В итоге провели в Стефане целый день.

Если вы были в крымском Партените, то знаете тот шикарный парк, спускающийся к морю. Так вот, Свети-Стефан мне всю дорогу напоминал Партенит. Запахи, буйная растительность, красивая зеленая лужайка и прекрасный пляж.

Мы долго гуляли, несмотря на серость и прохладу, потом зашли перекусить в ресторан "Olive tree" с видом на тот самый остров-отель. Опять же были очень удивлены ценами. Они такие же, как везде. А мы боялись, что это будет Красная площадь и ГУМ :) Возможно, летом цены корректируются не в нашу (туристов) пользу, но в марте можно и вкусно перекусить, и насладиться открыточным видом.

После обеда выглянуло солнце, и все окрасилось в сумасшедшие сочные цвета. Так мы и прогуляли весь день, вдыхая милые сердцу запахи – моря, хвои, дождя и солнца.

На закате приехали в Котор, по миллиону ступенек взошли на гору.

Треугольный Котор

День 3. Скадарское озеро

Утром третьего дня было решено – едем на озеро. Я изучила три возможных маршрута.
1. Котор-Будва-Петровац-Туннель-Вирпазар (самый легкий, для водителей без опыта, но без дорожных красот).
2. Будва-серпантин-Вирпазар (довольно сложный, но с возможностью лицезреть море и горы).
3. Самый сложный – Будва-Риека Црноевича-Вирпазар, но самый живописный.
Я решила выбрать серединку. Конечно же, мы потратили битый час на серпантин, красот там особых нет, и удивительно, но очень грязно, местами уровень городской свалки. Вирпазар проскочили (не поняли, где поворот) и доехали чуть ли не до Подгорицы, когда поняли, что неумолимо движемся в сторону от озера. С трудом, но нашли-таки этот Вирпазар, перекусили и постановили ехать по той самой страшной дороге в Риеку, ибо видов нам не хватило.

Вирпазар

Вид на Вирпазар

Какая панорама открывается с высоты этой горной автотропы (дорогой язык не поворачивается назвать)! Красота невозможная – и озеро, и горы и эти островки, напоминающие вьетнамский Халонг.

Скадарское озеро

Дорога действительно очень сложная, особенно когда приходится разъезжаться с встречными машинами. Бордюров опять нет. Вероятно, по мнению черногорцев, бордюры придумали трУсы :)

Именно эта тропа стала сущим кошмаром для Игоря, который ужасно боится высоты (при этом занимается высокогорным фрирайдом – о, природа человеческая, как ты порой непостижима).

К вечеру доехали до Риеки, попутно сделав миллион фото.

Риека Црноевича (обожаю это название) – удивительно красивый городок, тихий-тихий, маленький-маленький, гладь озера – настоящее зеркало.

Риека Црноевича

Остановились пообедать в ресторанчике «Мостина» (чудесный у них язык все-таки), там и повстречали того самого очень ортодоксального черногорца, прекрасно говорящего по-русски. Оказалось, его основная работа – шеф-повар ресторана в Казани, а в Риеку он приехал на пару месяцев помочь другу правильно организовать работу.

Возвращались опять по жуткой подгорицкой трассе (она же Цетинье-Будва) – темной, туманной и дождливой. Вечером закупились пршутом и сырами, уже другие сорта взяли. Сыры в Черногории очень вкусные, почти как на Сан-Мигеле.

День 4. Африканская глина и Херцег-Нови

Четвертый день встретил нас нулевой видимостью. Бухта затерялась где-то в тумане, который на самом деле являлся пыльным африканским облаком. Все вокруг было покрыто рыжеватым налетом. Машину еле узнали, нас поприветствовал фарами не Ситроен, а какой-то глиняный горшок. Впрочем, было тепло, и, казалось, что через пару часов будет совсем хорошо.

И мы решили поехать в Херцег-Нови через Пераст и музей с римской мозаикой по дороге. Пераст оставили на обратную дорогу, заехали в музей. Честно говоря, не музей это в привычном понимании, а постоянная экспозиция, представляющая из себя первый этаж когда-то богатого дома с частично сохранившейся мозаикой 2 века.

Когда приехали в Херцег-Нови, дождь уже лил нешуточный, а мы пошли погулять и застряли на рынке. Надегустрировались и накупили сыров, меда. Игорь звал в мясной, но мне показалось, что пора прекращать это чревоугодие.

Под дождиком догуляли до набережной, и тут началось - ливень пошел такой, что за минуту мы промокли насквозь. Пережидали дождь в кафе с самым невкусным салатом Цезарь на моей памяти.

Херцег-Нови

Для чего, собственно, мы поперлись в Херцег-Нови. Во-первых, хотели покайфовать на процедурах в клинике Милошевича, во-вторых, посмотреть дорогу на Дубровку, простите, вырвалось, на Дубровник. Ни той, ни другой мы не воспользовались. Клинику не нашли, точнее, покрутились в городе, так и не поняли, что есть институт, что клиника, решили, время позднее, нас уже не примут. И в Дубровник не поехали – долго. Кое-как под бешеным дождем вернулись в Муо.

День 5. Бар

План был такой – заехать в Петровац, потом в Старый Бар. Петровац в результате остался за бортом, зато с огромным удовольствием мы погуляли и по новому и по старому Бару.

Старый Бар

Турецкий акведук

Старый Бар, разрушенный по нелепости и относительно недавно (в XIX веке), некогда был очень красивым городком с шикарными видами – на горную гряду и ущелье с речушкой и акведуком, на море и поля. Очень приятное место Старый Бар, особенно, когда туристов там двое, и это мы.

День 6. Пераст и Тиват

Последний день мы потратили на Пераст и островки, вечером заехали в Тиват. Про Пераст даже говорить не хочется, лучше просто показать. Это какая-то мимимишная красотень.

Когда-то именно Пераст был центром европейского мореходства. Сюда наш Петр присылал моряков для обучения премудростям морского дела. Капитаны Пераста составляли цвет и знать Которской бухты и слыли самыми богатыми людьми Черногории.

[Два крошечных насыпных островка близ Пераста – Церковь Божьей Матери-заступницы моряков и остров Св. Георгия, старое кладбище.

Тиват – симпатичный курортный городок с портом и длинной белой набережной, очень уютный и туристический. Местами напоминает критский Агиос-Николас.

День 7. Черногория, до свидания!

Утром в день отъезда мы бродили по Котору. Наслаждались чудесными открыточными видами, торговались на субботнем рынке и недоумевали, откуда вдруг материализовались все эти туристы, которых еще вчера здесь не стояло.

Нам очень понравилась Черногория – живописная, хлебосольная, простая и непафосная. Но солнечных дней не хватило, чтобы увидеть огромный, красивейший национальный парк Дурмитор и съездить в боснийский Мостар. Босния для меня – следующая балканская цель. Надеюсь, осуществимая.