Прошло уже почти триста лет с той поры, как он предстал перед ликом европейской цивилизации. Написаны тонны трудов, напечатаны сотни статей. Но остров хранит свои тайны и многих ответов нет до сих пор, хотя все исследователи едины в одном: Рапа Нуи – синоним слов «единственный» и «самый-самый». Самый удаленный от крупной суши обитаемый остров на этой планете с собственным рапануйским языком. С самыми загадочными истуканами моаи, что, по легенде, сами «шли» к своим постаментам. Единственное место в Тихом океане, где люди создали письменность – ронго-ронго. И, ныне, единственно возможное место посадки для самолетов, летящих из Южной Америки вслед за Солнцем. Недаром же аэропорт на Рапа Нуи является резервным местом приземления космических шаттлов. Ну и, безусловно, остров - единственное основание, по которому на картах государства Чили воды до континента зовутся морем Чилийским. Хорошенькое такое море… в одну шестую часть Тихого океана.
Местная легенда о возникновении острова связана с полинезийским мифом о боге-великане Уоке, который посохом создавал и разрушал острова. Когда-то давно Уоке разрушил большую страну, от которой остался лишь Рапа Нуи. Потому одно из названий острова звучит как Те-Пито-о-те-Хенуа - «Пуп Земли».
На самом деле Рапа Нуи – вулканического происхождения и никогда не был частью ни современных, ни вымышленных материков. По сути, он – вершина вулкана, крутыми склонами под водой идущего вниз. Потому пологих пляжей здесь не найти и до райского уголка, несмотря на субтропический климат, ему далеко. Не то, что другим островам Океании.
Но не ради пляжей люди едут сюда. Они едут сюда ради исполинских моаи, которых заново открыл миру знаменитый путешественник Тур Хейердал. В 50х годах прошлого века он провел здесь несколько месяцев, пытаясь ответить на вопрос, как люди строили и перетаскивали эти статуи весом в несколько тонн.
Хотя мне куда интересней найти ответ на вопрос: «А зачем?» Что побудило людей это делать? Я вглядываюсь в лица десятков стоящих моаи и, вдруг, понимаю – они списаны с лиц реальных людей. С лиц тех, кто здесь родился и жил. И знал, что другой земли он никогда не увидит.
Предполагается, что в период культурного расцвета на острове Пасхи в XVI—XVII веках жило десять племен, суммарной численностью около 15 тысяч человек. Пятнадцать тысяч людей в треугольнике со сторонами в 16, 18 и 24 километра! Но сложно выжить, когда в жизни нет смысла. А раз люди выжили – значит, смысл был. И это, конечно, война и идея. Войн на острове было немало и каннибализм (ресурсов-то мало) процветал от души. Но война угнетает, если нет великой идеи. И какой-то умник (разумеется, вождь) её, конечно, придумал – решив сделать статую имени себя. Не потому ли все моаи смотрят внутрь острова? Со стороны океана смотреть на себя неудобно. И для подчиненных не так назидательно.
Понятно, что другие вожди подхватили идею, а чтоб выделяться – долбили статуи все выше. Транспортировали моаи с использованием древесины, которой становилось все меньше. Активная рубка деревьев привела к эрозии почвы, в результате чего сильно пострадало сельское хозяйство и население острова со временем сократилось в разы, составив около 3000 человек на момент открытия острова голландским путешественником Якобом Роггевеном в 1722 году.
Грустно, конечно, но рапануйцы были большие затейники. Когда развозить многотонных моаи по острову стало попросту невозможно из-за напрочь сведенного леса, матато’а, воины острова Пасхи, учредили новый культ - культ бога Маке-маке (человека-птицы, по-нашему), который, согласно рапануйской мифологии, некогда сотворил всех людей. Культ родился в конце XVI века. Надо же занять чем-то непоседливые людские головы. К великанам-моаи и их постаментам-аху при этом он не имел ни малейшего отношения. Кстати, в 2008 году именем Макемаке была названа карликовая планета в поясе Койпера, за пределами орбиты Плутона.
У юго-западной оконечности Рапа Нуи есть два маленьких островка: Моту-Нуи и Моту-Ити, где гнездятся черные крачки или манутара. Вот народ и повадился каждую весну отбирать лучших представителей племен для соревнования по доставке яйца крачки на "большую землю". Ради этого дела на краю кратера Рано Кау отгрохали каменную деревушку Оронго из 54 домов, где и готовились к церемонии. Тот, кто доплывет до острова (акул много, однако), стащит яйцо и первым вернется назад - станет тангата-ману, то бишь человеком-птицей и главой острова по-совместительству. Ровно на один год. Года, видать, было достаточно, чтобы обогатить свое племя, перераспределяя скудные запасы острова в свою пользу. Последний раз церемония проводилась менее 150 лет назад - в 1867 году. И на сегодняшний день культ Маке-Маке – единственный задокументированный факт из древней культура рапануйцев.
Современному туристу, посетившему остров, местные жители не могут рассказать ничего, кроме запутанной мешанины из пары легенд. Одна - о войне двух островных племен - "длинноухих" и "короткоухих". Другая - о прибытии на остров Хоту-Мату’а - вождя предков нынешних островитян. В этих историях, возможно, и сохранились отзвуки когда-то бывших событий. Но их отрывочность и туманность не дает возможности хотя бы приблизиться к подлинной истории древней цивилизации острова Рапа Нуи.
Оно и понятно – нынешние обитатели острова Пасхи практически не имеют древних рапануйских корней. 12 декабря 1862 года в бухту Ханга-Роа причалили восемь перуанских рабовладельческих кораблей. Было схвачено около двух тысяч рапануйцев, среди которых был король Рапа-Нуи Камакои и его сын Маурата. Перуанцы продали пленников владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано у берегов Южной Америки. Из-за унизительных условий, голода и болезней в живых осталось лишь около сотни островитян. Только благодаря вмешательству Правительства Франции, а также губернатора Таити удалось остановить работорговлю рапануйцами. После переговоров с перуанским правительством была достигнута договорённость, согласно которой оставшиеся в живых рапануйцы должны быть репатриированы обратно на родину. Но из-за болезней домой вернулось только 15 островитян. Завезённый вместе с ними вирус оспы, в конце концов, привёл к почти полному истреблению жителей острова. В 1877 году численность рапануйцев составляла всего 111 человек. Понятно, почему угас культ Маке-Маке – просто не стало людей.
9 сентября 1888 года капитан Поликарпо Торо Уртадо высадился на острове и объявил об аннексии острова государством Чили. В 1898 году вождь Риророко отправился в Чили с жалобой на злоупотребления чилийских властей, однако через несколько дней умер в Вальпараисо. С тех пор на острове Пасхи верховных вождей уже не было.
С 1914 года чилийское правительство стало назначать на острове губернаторов из числа военных. С 1953 года Рапа Нуи подчинялся командованию чилийского ВМФ. Жителям острова в это время было запрещено покидать пределы единственного поселения Ханга-Роа. Только в 1956 году условия жизни на острове стали более благоприятными, а местным школьникам было разрешено учиться на материковой части Чили. С 1966 года на острове стали проводиться свободные выборы, появилось электричество в местных домах, построили дороги, объекты инфрастуктуры и даже вырастили небольшой лес эвкалиптов. А несколько лет назад на остров добрался спутниковый интернет и даже был основан туристический кемпинг с колоритным названием Mihinoa.
Прожив на острове несколько дней, я понял только одно: сюда стоило прилететь. Через половину земного шара. Каких-то двадцать тысяч километров. Самый удаленный остров планеты. Ультрамарин океана и молчаливые моаи, держащие спинами спокойствие этого мира.
Я не буду гадать, кто они и что делают здесь: они пашут. Как негры, когда-то, в трюме галеры. Как пирамиды в Египте, как Мачу Пикчу в Перу. Их народы исчезли, их цель канула в лету. Но они продолжают поддерживать жизнь тех, кто все еще рядом. Отдавая туристами дань былых вознесений.
Боги умирают. Но и после смерти они продолжают работать.