Фотограф Евгений Дёмшин — о travel-съёмке и наблюдательности

Фотограф Евгений Дёмшин — о travel-съёмке и наблюдательности




Автор Lara Pavlova





Вынимать из рюкзака фотоаппарат при любом удобном случае – естественный жест большинства путешественников. Находясь в новом для нас месте, мы непроизвольно становимся более внимательными к окружающему миру и более страстными в вопросе фиксации своих впечатлений. Упрочнение позиций смартфонов позволяет сделать travel-фотографию ещё доступнее, а процесс съёмок – почти стихийным. Размышляя об этом, Mishka.Travel задался массой вопросов о философии, жанрах, сюжетах, технологии, запретах и, особенно, «мобильности» фотографий, снимаемых современными путешественниками. Ответить на них согласился Евгений Дёмшин, профессиональный фотограф, автор интенсивного обучающего курса «Мобилография».

Евгений, что есть travel-фотография? Каковы её главные особенности?

— Вообще, я не выделяю жанр travel, для меня фотография – своего рода способ проживания действительности, путешествия через фотографию. Единственный момент, который бы я выделил в качестве критерия, отличающего travel-съёмку от других жанров, – в ней очень важную роль играет сопроводительный текст. Сегодня уже мало кому интересно смотреть «открыточки». Этим интернет завален доверху. Людям интересна дополненная реальность, личные впечатления, облечённые в текст. Судя по контенту успешных блоггеров, хорошая travel-фотография – это комбинация личных впечатлений, полезных советов и красивых карточек. Сама по себе travel-фотография может быть разной: портреты, пейзажи, еда и так далее.

А как же самостоятельность изображения? Многие художники и фотографы настаивают на том, что картинка должна говорить сама за себя.

— Фотография действительно должна быть самостоятельным элементом, она должны рассказывать отдельную историю. Текст же призван дополнять ощущения, он вообще может быть не о конкретном изображённом на фотографии месте, а просто содержать в себе впечатления о поездке. В моём понимании, текст должен присутствовать. Сегодня визуально народ наелся настолько, что ему хочется новых форм…

Важно ли запечатлевать действительность в путешествии?

— В фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти» есть такая сцена: главный герой преследует фотографа Шона О’Коннела по всему миру, чтобы взять у него негатив. И вот Уолтер Митти находит этого фотографа, когда тот на задании – снимает гепарда в горах. Уолтер садится рядом с ним, а фотограф произносит: «Смотри, гепард выходит». Животное проходит по скалам, и скрывается. Далее происходит такой диалог:

— Почему ты не сфотографировал?
— Иногда фотографировать необязательно.

Мне кажется, так и есть. Иногда действительно необязательно фотографировать. Мы настолько увлечены запечатлением всего и вся вокруг, что забываем просто жить, останавливаться и смотреть по сторонам. А для создания качественного снимка необходимо напитываться этой энергетикой. Я, например, делаю так: приезжая в незнакомое место, первые два дня вообще не беру с собой камеру. Просто гуляю по улицам, смотрю, подмечаю какие-то моменты. Вот сюда неплохо было бы вернуться, например, вечером, потому что здесь, возможно, будет интересный закатный свет. На этой площади большое скопление людей, можно будет поснимать интересные характеры. В общем, я сначала погружаюсь в эту атмосферу, а спустя два-три дня берусь за камеру и начинаю снимать.


Что если путешественник строго ограничен во времени? Сколько он может позволить себе вливаться в происходящее?

— Конечно, есть сложности при сжатых временных рамках. Но мне кажется бессмысленным снимать вообще всё. Потому что снимая всё, вы пропускаете самое важное. Фотография – это про наблюдение, поэтому нужно наблюдать и быть готовым к тому, что в какой-то момент может случиться «тот самый кадр».




Есть мнение, что фотография в путешествии – это бездумное коллекционирование кадров, лишающее возможности увидеть страну или город «вне объектива»…

— Моя цель – не количество, а качество. Пусть фотографий будет мало, зато они будут самыми лучшими. Например, из путешествия длиною в месяц я могу привезти всего 50 фотографий, вместо трёхсот. Во-первых, если выложить 300 фотографий, их никто никогда не посмотрит. Это безумие. А десять лучших – да. И потом, этот жёсткий отбор здорово учит не растекаться мыслью по древу, а максимально концентрировать её в одной фотографии, рассказывать нечто интересное одной карточкой.


Мы уже выяснили, что travel-фотография это своеобразный синтез жанров, и всё же интересно, можно ли выделить какие-то из них, позволяющие наиболее точно передать ощущения от конкретного места?

— Раз мы говорим о travel-фотографии, это, в общем и целом, взгляд чужестранца на быт людей, живущих иначе. Для меня значимо именно вот это слово – быт. Мне не так важны пейзажи, как люди, их жизнь, традиции, повседневные обычаи… Например, утренний ритуал каждого стамбульца – чай с бёреком. Вот такие мелочи подмечать очень важно и интересно.




В чём преимущество мобильной фотографии в путешествии?

— Во-первых, телефон компактен и он всегда с вами – это важный плюс. А во-вторых, телефон это такая вещь, которая позволяет быть незаметным. Все уже привыкли, что окружающие всюду ходят со светящимися экранами, на которые никто не обращает внимания. Можно снимать человека очень близко – мало ли вы там сёрфите или снимаете что-то другое. В-третьих, современные камеры смартфонов позволяют совершать полный цикл создания фотографии. Мы можем снять, обработать и опубликовать снимок с помощью лишь одного устройства. Раньше для этого требовалось несколько устройств и больше времени. Если вспомнить времена плёночных камер, там требовалось снять, отдать на проявку, а потом напечатать. После съёмки на цифровой фотоаппарат тоже потребуется совершить ещё несколько действий – хотя бы скинуть на компьютер. А здесь всё очень быстро, фактически мгновенная фотография, которая становится публичной. В этом тоже есть плюс – можно вести онлайн-трансляцию с места событий.

(45-ый секрет успешного самостоятельного путешествия: Берите фототехнику, которая не будет обременять вас в пути)


Не кроется ли здесь опасность? Зачастую мгновенность не позволяет отсеить наименее удачные снимки, приводит к риску захламить репортаж.

— Есть такой нюанс, да. Но к съёмке на телефон тоже нужно подходить с умом. Потому что если всё путешествие посвящать ей, последующей обработке и тут же всё это постить, то можно всё время провести в телефоне. Обычно я разделяю процессы – в течение дня снимаю, а вечером, в отеле или квартире, сажусь и отбираю две-три фотографии, которые расскажут о событиях этого дня. Слегка обрабатываю их и публикую (обычно на следующий день). Тем не менее, это всё равно проще, чем с камерой. Чтобы выкладывать с неё фотографии прямо из путешествия, нужен ноутбук и вспомогательные устройства. А я предпочитаю быть налегке.

В каких случаях лучше предпочесть смартфону камеру?

— Сейчас, конечно, есть специальные линзы, существенно расширяющие возможности камеры смартфона, но недостаток стандартной камеры – фиксированное фокусное расстояние. Кроме этого, матрица очень маленькая, детализация слабая и для инстаграма это пойдёт, а печать большого формата уже не очень классная получается. Поэтому если захочется сделать с этими фотографиями что-то – собрать книгу или поставить их в раму и подарить друзьям – лучше использовать камеру. Когда хочется поснимать пейзажи на длинных выдержках или с какими-нибудь спецэффектами – без фотоаппарата тоже не обойтись.

Как и где следует искать оригинальные сюжеты?

— Ответ прост: не снимайте там, где концентрация туристов зашкаливает. Либо выбирайте необычные ракурсы. Если идти туристическими тропами, то вы постоянно будете натыкаться на места, которые уже миллион раз сняты, и найти что-то оригинальное там будет практически невозможно. Если только вдруг не прилетят инопланетяне.

Когда мы с женой были в Париже, ходили к Эйфелевой башне один раз. Мы на неё посмотрели, я сделал пару фотографий и всё. Туда мы больше не возвращались, предпочитали пути, где можно увидеть настоящую жизнь парижан. Оказаться среди них гораздо более ценно с точки зрения этнографии и понимания места, его атмосферы, чем вливаться в толпу любопытных японских туристов.

(31-ый секрет успешного самостоятельного путешествия: Посещайте небанальные места)

Посмотреть основные достопримечательности, тем более, если вы впервые в этих местах – необходимо. Но также нужно разнообразить свои маршруты. Помните, что любое такое место требует нескольких посещений, чтобы его понять и открыть для себя. В Стамбуле, например, мы были дважды. Туда ещё раз пять можно съездить, открывая этот город с новой стороны. Так же, как Париж или Барселону.

В любой фотографии подготовка это 90% успеха, но в travel-фотографии особенно. Когда вы заранее продумываете, куда пойти, не так чтобы досконально, но примерные маршруты. «Хочу посетить этот район, потому что там есть то-то и то-то». Нужно заранее наметить основную канву, это поможет сочетать популярные места и нечто такое, что редко встретишь на туристических фотографиях из этих мест.






Тут напрашивается вопрос о разных приспособлениях, позволяющих сфотографировать самого себя на фоне популярных объектов. Предметы, претендующие на звание символа эпохи…

— Селфи-палки, да… Есть такой проект – Selfie-city, команда которого провела анализ селфи, сделанных в пяти городах мира. На сайте можно вывести под сотню селфи-снимков из одного места – получается мозаика с одинаковыми фотографиями. Они безликие на сто процентов.

Трудно представить, зачем человеку фотография с самим собой из того или иного места. Мне интересно показать себя через некоторый взгляд на то, что мне показалось интересным. Такие фотографии тоже отражение фотографа, а изображение себя в десяти разных местах всё равно изображение себя. Гораздо интереснее показать, что вас в этом месте привлекло.

Однако та же самая селфи-палка может значительно преобразить фотографии. Её можно использовать не для создания селфи, а для изменения положения смартфона. С помощью неё мы можем поднять телефон и снять происходящее сверху. Например, можно получить очень эффектное фото толпы, находясь в потоке людей на улице Истикляль в Стамбуле.

Считается, что панорамы позволяют зрителю наиболее точно понять место, в котором находится фотограф. Откуда их лучше снимать?

— Панорама сама по себе подразумевает высокую точку съёмки. Если уж говорить о точках съёмки, снимать с высоты всегда выгоднее. Даже Пермь, снятая с воздуха, способна произвести wow-эффект. Подобные точки чаще всего недоступны для нас, поэтому даже не панорама, а фотография, снятая со сложнодоступной высоты, будет впечатляющей. Но если оказаться на вершине той же Эйфелевой башни, то понятно, что все виды с неё засняты на 360 градусов в разное время суток и разное время года. А если попасть на чердак какого-нибудь дома на Монмартре, то такой ракурс окажется выгоднее совершенно точно, потому что мало кто бывал там до вас.

Взбираться на крыши домов – самый классный способ сделать отличный снимок. Варианты попасть туда разные: либо попробовать проскочить в подъезд, либо договориться с жильцом. Это всегда риск и преодоление себя, как сейчас модно говорить – «успех лежит вне зоны комфорта». И это, чёрт возьми, на 100% правда! Чтобы получить хороший результат, нужно сделать нечто отличное от того, что делают другие.

(27-ой секрет успешного самостоятельного путешествия: Лучший способ познакомиться с городом — посмотреть на него сверху)


И часто доводилось бывать в чужих домах?

— Не скажу, что часто, но… Я стараюсь входить в контакт с местным населением. Это, кстати, не так уж сложно. Люди обычно открыты к путешественникам, очень доброжелательны и всегда улыбчивы. Я оказывался на кухнях ресторанов, просто заинтересовавшись обстановкой. Мне отвечали: «Ой, а давай мы тебе покажем, где у нас дровяная печь!».

Задавайте вопросы, в худшем случае вам просто откажут.

Кстати, о домах. Как лучше снимать архитектуру? Часто бывает, что линии валятся, вертикали плывут…

— Если показать современные фотографии архитектуры человеку XIX века, он скажет: «О, боже, у вас дома падают!». Потому что мы привыкли к съёмке на широкий угол, а он вносит такие перспективные искажения, что вертикальные линии становятся немного наклонными, начинают заваливаться. С точки зрения правильной передачи перспективы это не совсем верные фотографии. Существуют приложения и даже в последних версиях Instagram есть функция корректировки перспективы, когда вертикальные линии становятся строго вертикальными. Такие снимки определённо выглядят лучше. Если мы говорим про телефон – увы, здесь нет способов, кроме как постобработка. Если снимать на камеру, можно использовать специальный объектив – tilt-shift. На мой взгляд, покупка этого объектива не сильно оправдана, потому что он достаточно дорогой, а добиться нужного результата можно с помощью обработки. Подобные штуки есть и для телефонов, но это тоже не так уж дёшево. Объектив на телефон может стоить около 8 тысяч рублей, по-моему, это крайне спорное вложение денег.

Кроме общего плана я стараюсь снимать крупные детали объекта – двери, окна, барельефы… Они прекрасно передают характер места. Мозг так устроен, что мы отлично достраиваем то, что осталось за кадром. По идее, зрителю совершенно необязательно видеть здание целиком, чтобы сложить о нём впечатление. Гораздо интереснее выхватить часть пространства и позволить зрителю пофантазировать. Это удержит его внимание, он не скажет «ну, всё понятно, дальше».

  
  
  

Если говорить об упрощении в travel-фотографии, можно для себя определить несколько пунктов, которые вы снимаете в путешествии. Например, коллекционировать двери, снятые строго фронтально, с геометрично выверенными вертикалями. Или снимать собак – искать в разных путешествиях интересные типажи псов. Определите для себя три-четыре пункта, тогда каждая поездка будет пополнять коллекцию, а ваши подписчики будут точно знать, чего ожидать, и у вас сформируется своя аудитория.

Следует ли обходить официальные запреты на съёмки тех или иных объектов ради хорошего кадра?

— Сложный вопрос… Причём не столько юридический, сколько этический. Перед поездкой неплохо бы изучить законодательство и нормы страны в отношении публичных съёмок. У мусульман, например, запрещено воплощать человеческий образ в любой форме. Соответственно, они не любят, когда их фотографируют. Это всегда нужно учитывать, снимая на улице в мусульманских странах. Конечно, скрытно сделать это можно, но нужно ли?.. Лучше спросить разрешения.


И всё-таки, если у фотографа есть необходимость остаться незамеченным во время съёмок, как это сделать?

— Это просто, тем более, если речь идёт о мобильной фотографии. Как я уже сказал, все привыкли к телефонам и мало на них реагируют. Снимая человека крупным планом, следует находиться с ним близко, но ни в коем случае нельзя устанавливать зрительный контакт! Вы должны смотреть на какую-нибудь вещь за ним, а на самого человека – только на экране телефона. Мало кто думает, что может стать интересным объектом съёмки.

А если скрытую съёмку необходимо провести, например, в музее, то ещё проще. Там, где нельзя снимать, всегда можно прикинуться дураком. Подходите и нажимаете на кнопку затвора, а оказавшись уличённым, извиняетесь и говорите, что это не повторится (ведь вы уже сняли всё, что нужно). Да, вам сделают замечание, но это не смертельно.

Travel-репортажи это абсолютная документалистика. Насколько эстетичной и художественно выверенной она должна быть?

— Существует такая вещь как социально одобренные сюжеты, такие, которые нравятся большинству. Если взять две фотографии, на одной из которых изображена странная геометрическая абстракция, а на другой – пушистый котик, то последняя соберёт в разы больше лайков. Цветы, парковая архитектура, море – всё это непременно понравится подписчикам. Однако у меня, например, нет погони за лайками. Всё, что я публикую, я публикую для себя – это что-то вроде моего визуального дневника. И снимаю я совершенно разные штуки. Иногда у меня спрашивают: «Про что это? Куда смотреть?». Отвечаю: «Не надо искать никакого смысла». Я увидел в этой фотографии что-то своё, кто-то другой может увидеть иное или вообще пройти мимо. Это нормально, это формирует разнообразие мира и того места, в котором мы побывали. Когда мы, приезжая на море, снимаем пина коладу на фоне заката, прибой или волны, мы мало отличаемся друг от друга. Люди в смешных ситуациях на пляже или вещи, которые могут быть не совсем привлекательными, иногда даже отталкивающими для зрителя – тоже часть местности. Контраст всегда интересен. Будьте чуть более честными. Наша жизнь – это не идеальная картинка мира. Она состоит из разных частей. Есть и светлые, и тёмные.




Поговорим про тьму техническую. Каким образом следует производить съёмку в темноте и в условиях недостаточной освещённости, чтобы фотография получилась сносной?

— Если очень упрощённо, камера всегда стремится сделать фотографию нейтрально-серой по яркости. Так она устроена. Когда мы снимаем тёмный объект, она по умолчанию старается сделать фото светлее, а когда светлый, она старается сделать снимок серым. Но ведь мы, выходя на улицу в ночь, не видим всё серым. Соответственно, нам нужно сделать некую коррекцию автоматики. В тёмных условиях всегда нужно стараться немного затемнять фотографию. И тогда вот эта атмосфера с глубокими чёрными тенями передаст ощущение ночи.

Если просто тапнуть в любую часть экрана, камера сфокусируется на эту часть изображения и подстроит экспозицию по выбранному участку. Но мы можем вмешаться в работу автоматики и сделать коррекцию. Свайп вниз и мы затемняем фотографию, свайп вверх и мы ее осветляем.

Ещё про съёмку в условиях недостаточной освещённости. Есть старый анекдот: человек стоит под фонарным столбом и ищет ключи, проходящий мимо мужчина интересуется, что тот потерял, он отвечает, и они оба начинают поиски. Спустя несколько минут прохожий спрашивает: «Вы уверены, что потеряли их здесь?». «Нет, это произошло за углом». «А почему тогда тут ищите?» «Тут светлее». Так вот это про фотографа. Если он хочет сделать кадр за углом, ему следует дойти до ближайшего фонаря. Снимать нужно там, где есть свет, потому что фотография – это по определению светопись.

В какое время суток и при каких погодных условиях лучше всего снимать пейзажи?

— Примерно 30 минут до и 30 минут после рассвета, 30 минут до и после заката. Эти два часа – оптимальное время для съёмки пейзажей. Загвоздка в том, что когда солнце поднимается уже достаточно высоко, контрастность неба и ландшафта становится очень большой, камера не может запечатлеть одновременно то и другое. Она всегда выбирает – либо небо будет пересвечено белым, а ландшафт хорошо освещённым, либо акцент на небе, но тёмный ландшафт. При рассветном и закатном освещении небо и ландшафт освещены менее контрастно. В результате получается очень хорошая картинка. Плюс, во время рассвета и заката солнце находится близко к горизонту, и тени удлиняются, придавая изображению фактуру и объём.

Что касается погодных условий, по умолчанию это ясная погода. В этих условиях получится наиболее выразительный пейзаж. Однако это не значит, что в облачный или пасмурный день сделать пейзаж не удастся.





Как настраивать экспозицию на смартфонах?

— Периодически камера производит перефокусировку и сбрасывает настройки экспозиции. В этом случае мы можем заблокировать экспозицию и фокус – тап и удержание. После мы также свайпами можем подстроить яркость фотографии.

Если говорить о программных продуктах, раньше я использовал Camera+, но с последними обновлениями IOS не использую ничего. Снимаю всё через стандартное приложение камеры, потому что тут уже есть корректировка экспозиции, возможность делать темнее или ярче…

Какие ещё приложения и программы могут быть полезны?

— Я использую Snapseed – мощный бесплатный редактор, позволяющий совершать много действий, делать выборочную корректировку. Мне он кажется наиболее универсальным. Очень долго я пользовался приложением VSCO, но в последнее время забросил, потому что его популярность приводит к однообразию карточек разных пользователей, да и Instragram стал очень хорош, в нём появились практически те же самые возможности. А вообще фильтрами я стараюсь не пользоваться.

Ещё есть программа Degrader, которая сама анализирует цветовые сочетания в кадре и подбирает подходящую интенсивность каждого оттенка на лету в режиме online. Мне она нравится тем, что можно принимать решение о композиции исходя из цветовых сочетаний.

Резюмируем. Три главных совета по мобильной travel-фотографии.

— Самый главный совет: всегда держите камеру поблизости. Сделать кадр нужно быть готовым в любой момент. Снимая на телефон, я всегда держу его в руке, чаще всего даже не выключая. Пользуюсь кнопками громкости для съёмки, выстраиваю композицию, руководствуясь интуицией. Но в таком случае нужно иметь при себе портативный аккумулятор, потому что батарейки телефона на день прогулки не хватит. Дополнительный аккумулятор позволит оставаться энергонезависимым и делать снимки в любое время.

(28-ой секрет успешного самостоятельного путешествия: Позаботьтесь заранее о таких мелочах, как адаптеры, зарядки, запасные карты памяти)

Второй совет: разделяйте процесс съёмки с процессом отбора и обработки. Снимайте в течение дня без оглядки на то, что у вас получилось. Вечерний просмотр фотографий, кстати, может превратиться в приятный ритуал, особенно если вы путешествуете не один. Так вы увидите не только то, что понравилось вам, но и то, что понравилось вашему спутнику.

Третье: придерживайтесь единого стиля. Если вы используете в обработке фотографий фильтры, постарайтесь выбрать постоянный набор из двух-трёх, отвечающих вашим требованиям и с близкими к натуральным цветами и оттенками. Либо не используйте фильтры вообще. Это важно для того, чтобы человек, просматривающий ленту, всегда мог отличать ваши фотографии от других, потому что они единообразны. Эффект привыкания будет сильнее.


Все фото: Евгений Дёмшин



КОММЕНТАРИИ
Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться:
Vk / Fb / Email
Нет комментариев

Не забудье подписаться на нас в социальных сетях

мы не перестанем вдохновлять вас на путешествия!



Спасибо, уже