Норвегия. Монамур

«Нам казалось, что мы должны остаться здесь жить, отрастить бороду, пасти овец, управлять трактором и построить дом с видом на водопад...», – говорит автор этого текста. Почему он и его попутчик приняли решение посетить Норвегию и каким был их маршрут? Путешественник Константин Давлятшин рассказал Mishka.Travel о своём автомобильном путешествии по этой стране.

Суровые молчаливые люди, пустынные заснеженные панорамы, холодные величественные фьорды - такой мы представляли себе Норвегию. Автомобильное путешествие должно было стать для нас полным молчаливого созерцания природы и погружением в собственные мысли, но Скандинавия не оставила хандре шансов. Противоречивый Осло, вечно дождливый и весёлый Берген, времена года, меняющиеся на глазах, улыбающиеся люди... Норвегия осталась загадкой, страной, которую непременно хочется посетить снова.

Несколько дней в Копенгагене, пара фестивалей в Швеции, аренда автомобиля в Гётеборге, и вот мы подъезжаем к норвежской границе. У нас не было особых планов, маршрут был примерный, не было цели посетить что либо знаковое и популярное. Даже автомобиль мы взяли «какой был».

Первое впечатление — Хальден

Наше путешествие по Норвегии началось в маленьком городке Хальден. Незапланированно свернув с трассы Е6 ближе к вечеру, мы увидели очертания средневекового замка. Небольшой двухэтажный городок с черепичными красными крышами раскинулся у подножия холма, на вершине которого стены крепости освещала архитектурная подсветка. Несколько минут обсуждений, и мы решили не ехать до Осло, а заночевать в этом сказочном месте, посетить пару баров вечером, а утром осмотреть местные достопримечательности. Тут же обнаружился торговый центр с банкоматом, Wi-Fi в McDonald’s и расчудесный отель в викторианском стиле, дорогой, как сам чёрт. Номер с двумя кроватями и завтраком обошёлся в 916 норвежских крон (100 евро). Кстати, это был последний раз, когда мы встретили парковку при отеле в этой стране. К тому же, она была бесплатной.

(Самые необычные скандинавские отели)

В Скандинавии нас интересовали люди, восхитительная природа и ночная жизнь. Хотелось посетить как крупные столичные города, так и деревни. Хальден – «деревня». После 22:00 город вымер мгновенно. Бар у отеля, который мы сначала обошли стороной, оказался единственным заведением такого типа. Стоя на крылечке с сигаретой, бармен сразу понял, что эти двое русских ещё вернутся.

На следующее утро мы отправились покорять крепость на холме. Километр извилистой тропинки с непростым уклоном – и мы на вершине. Пушки, башни, норвежские флаги и темницы (одна из них оборудована анимацией, не испугайтесь). Наиболее мощное впечатление вызвала колокольня.

Вид на город открывается изумительный, с определённого ракурса, наверное, его можно положить на ладошку и сфотографировать целиком. В городке Хальден также имеется ядерный реактор, используемый в научно-исследовательских целях, наверняка туда можно попасть на экскурсию.

(Олесунн — «жемчужина ар-нуво»)

Штрафы

До Осло была пара часов пути. Раз уж у нас автомобильное путешествие, хотелось бы отдельно осветить вопрос дорог, штрафов и т.п. В Норвегии мы проезжали много платных дорог, въезд во многие города также платный, один из способов оплаты проезда – зарегистрировать кредитную карту на специальном сайте. Оплата за платный участок составляет примерно 15-40 норвежских крон (2-4 евро). Камеры фиксируют регистрационный номер автомобиля, а деньги просто списываются. Мы прочитали в интернете, что штрафы за превышение скорости в Норвегии – здоровенные, а в каком-то случае вообще можно попасть в тюрьму. VOLVO XC70, который мы взяли в аренду, так и рвался вперёд по безупречному покрытию автомагистралей, многокилометровым тоннелям и красивейшим мостам, но мы решили не исследовать тюремные обычаи Северной Европы. В дальнейшем трасс с разрешённой скоростью 110 км/ч нам встретилось мало. Обычно – 90 км/ч. Хотя в Норвегии есть настолько красивые участки дорог, что доступ для автомобильного движения по ним вообще кажется странным.

Такой контрастный Осло

Несколько часов спустя мы полдничаем в Осло, столице Норвегии. Первый попавшийся торговый центр на окраине, забегаловка в японском стиле – суши, лапша, десерт – и вот наша кредитка похудела ещё на 100 евро за двоих. Мы были в шоке, видимо, роллы здесь считаются экзотикой.

(5 вещей, которые нужно попробовать в Норвегии)

В Осло мы остановились в уютном хостеле в центре города. Номер на двоих стоил нам 755 норвежских крон (82 евро). В пяти минутах ходьбы от хостела находится крепость Акерсхус и отличная смотровая площадка с видом на залив, корабли, ратушу. Противоположная сторона набережной – это просто фантастический современный архитектурный ансамбль! Прогулка по ней запомнилась больше всего, вблизи этих зданий в освещённых незанавешенных окнах расположены офисы и жилые квартиры. Вот старик читает газету, а вот девочка пускает мыльные пузыри. Безупречные линии, очень дорогие отделочные материалы, каналы, лодки, галереи, фонтаны, рестораны…

Вечером мы пошли на концерт в отличный клуб Rockefeller Music Hall. Там выступали Gramatik, слушал их впервые, по-моему, они очень крутые! Играют электронную музыку, но явно не придерживаются границ определённого жанра. Входной билет тоже крутой – 535 норвежских крон (58 евро). После концерта новые знакомые пригласили нас в паб. К слову, местное пиво никаких особенных впечатлений не вызвало, как и местные сигареты. Думаю, предпочтение стоит отдать известным мировым брендам.

Неоднозначное отношение по пути из паба в хостел вызвали девушки, которые дежурили на всех перекрёстках и у всех отелей: «Do you want something?». По норвежским законам ответственность за те 500 норвежских крон (54 евро), которые просят эти девушки, ложится на клиента, мы же, конечно, руссо туристо облико морале.

Дорожное приключение

Следующий день был самым удивительным за всю поездку. Ранним утром мы отправились на западное побережье в славный город Берген, столицу фьордов, второй по величине город Норвегии. Нам предстояло преодолеть почти 500 км, навигатор в нашем автомобиле показывал отличный от гугловского маршрут, решили довериться. Мы ехали по трассам Е18, Е134, 40, 7, 13, Е16. В некоторые моменты нам казалось, что нет никаких сил ехать дальше, что мы должны немедленно остановиться и фотографировать (что мы часто и делали), нам казалось, что мы должны остаться здесь жить, отрастить бороду, пасти овец, управлять трактором, построить дом с видом на водопад. Но мы ехали дальше по городам и деревням, по полям и по лесам, а вдали виднелись Скандинавские горы.

(10 вещей, которые нужно сделать в Норвегии)

В один момент у меня стало закладывать уши, начался крутой извилистый подъём. Видимость резко сократилась из-за тумана, но он быстро рассеялся, уступив снегу. Первый снег в этом году я увидел именно там... Полные восторга, мы выбежали из машины и начали фотографироваться.

(5 самых фотогеничных и красивых мест в Норвегии)

Как только один пейзаж уже переставал казаться удивительным, его сменял другой. Пересекая горы, мы видели много и откровенно российских панорам: природа местами один в один – берёзки, ёлочки. В дороге мы слушали какое-то норвежское радио, музыка была этническая, даже медитативная, мы попытались снять видео с нашими комментариями, но, зачарованные бордово-красно-оранжево-зелёными полями у подножия горы, просто замолкли.

Чуть позже, в поисках еды, мы съехали с трассы по непонятному указателю. Сезон уже закрыт, поэтому среди обитателей внезапно обнаруженного Liseth Pensjonat og Hyttetun был только один человек – Роберт. Его попросили посмотреть за отелем, пока нет клиентов. Он рассказал, что трасса Rv7, по которой мы ехали, одна из самых сложных и её периодически закрывают в зимний период, когда стадо из 2000 оленей мигрирует с севера на юг и обратно. Или когда сугробы на обочине достигают высоты в 4 метра и заваливают трассу. Ещё он сказал, что недалеко есть водопад Вёрингсфоссен. Единственное, чем он смог нас угостить – шоколад. Мы поехали дальше.

Вообще, мы знали об этой стране очень мало, а маршрут был проложен примерно, без расчёта по времени. Прекрасный водопад Вёрингсфоссен мы бы точно проехали, если бы не счастливая случайность. Следующая достопримечательность – мост. Мы с моим другом Андреем обожаем мосты, а для тех, кто любит мосты и тоннели, в Норвегии просто рай. Подвесные, вантовые, арочные мосты, виадуки – жемчужины инфраструктуры. Хардангерский мост является самым длинным подвесным мостом в Норвегии. Да простит мне читатель немного Википедии, но его пролёт составляет 1310 метров! Почётное 10-е место в мире по данному параметру. Проезд по нему в одну сторону безвозвратно списал с нашей кредитной карты 150 норвежских крон (16 евро).

Дождливый Берген

Как и ожидалось, в Берген мы приехали к ночи. Конечно, в дождь. У норвежцев в ходу много анекдотов про Берген с его обильными осадками в течение года. Например, такой:

Пожилой мужчина приезжает в Берген в дождь, и обращается с вопросом к местному жителю.

— Мальчик, когда начался этот дождь?
— Я не знаю, мне всего 7 лет.

Остальные два дня, которые мы провели в Бергене, удивили хорошей погодой.

В Бергене нас ждал не отель, а студенческое общежитие. Это был наш первый опыт каучсёрфинга. Будучи в Осло, в ответ на нашу просьбу приютить, мы получили отклик девушки по имени Рагна Шмит. В общежитии студенты жили по одному человеку в комнате. На шесть комнат имелись кухня, душевая и кладовка. Дежурство по графику. Ещё один позитивный обитатель общежития, мисье Альбо, одолжил нам матрас, мы спали на нём вдвоём. Это была ужасная ночь. Но мы её пережили. Подарив фрау Шмит матрёшку, поблагодарили за гостеприимство и отправились в отель P-Hotels Bergen. Стоимость номера на двоих составила 619 норвежских крон (67 евро). Именно здесь, в центре Бергена, около нашего отеля по ночам бурлила жизнь! Все улица полны людей, имеется множество мест, позволяющих весело провести время. Мы сходили в студенческий клуб, где выступали местные рок-группы, а бармены (из числа студентов) менялись каждые полчаса, так как никто никому эту работу не оплачивал. Стоимость 0,33 Хайнекен – 55 норвежских крон (6 евро). Крепкий алкоголь не был разрешён. Кстати, имейте в виду, что при входе в клубы и бары Бергена требуют водительское удостоверение или паспорт. Сам вход бесплатный.

На улицах множество людей и полицейских, они общаются, что-то объясняют друг другу, один полицейский попросил парня положить на место дорожный знак. Полицейские никого не смущают, а отдыхающие особо не смущаются.

На следующий день мы направились в круиз по фьордам. Приятно удивило, что погода была прекрасная! На набережной города мы вступили на борт большой лодки, в которой ходили  по заливам на протяжении четырёх часов. Это такой экспресс-тур за 500 норвежских крон (54 евро). Под музыку Чайковского мы подплывали к водопадам и пили из них воду…

(«Хуртигрутен» — круиз по норвежским фьордам)

В планах у нас был проезд по атлантической дороге, но, к сожалению, отпуск подходил к концу, а мы уже выбились из графика... Уверенность в том, что следующее путешествие вновь будет в Норвегию, непоколебима. Только на этот раз мы всё спланируем заранее!

Фото: личный архив автора.