6 дней. 5 друзей. 2 палатки. 1 путешествие по Казахстану

Идея поездки в Казахстан возникла в начале весны, и мы сразу же купили авиабилеты на июль. Из Уфы можно добраться до Казахстана и на машине, но нам было ценно время и мы выбрали самолет. Билеты из Уфы начинались от 20000 руб., поэтому мы предпочли вылет из Екатеринбурга, до которого добрались на рейсовом автобусе, тем самым сэкономив почти половину стоимости поездки.

По прилету в Алматы дождь, пробки. С первого взгляда, Россия с акцентом. Небольшое разочарование. Но буквально через пару часов у нас была связь, был ужин, был дом. Дождь прекратился, а мы увидели город с другой стороны: горы в свете ночного города, шум улиц, возгласы болельщиков на стадионе. Остановились в Sky Hostel. Вид на город с крыши 11-этажного здания, хороший сервис и отличная цена – это все там. Пожалуй, никакого другого места для ночлега бы не посоветовал.

Алматы – дружелюбный город с восхищающим видом на горы, но разве могут долго молодые люди прогуливаться по маленьким улочкам, когда у них есть возможность вырваться с них? Мы, недолго думая, вызвали такси до офиса аренды автомобилей TOPcar. Менеджер Анатолий оказался не дотошным пареньком в рубашке и галстуке, которых мы привыкли видеть в офисах, а простым мужиком в шортах и полными карманами историй. Так получилось, что тот автомобиль, который мы забронировали еще находясь в России, оказался его личным транспортом, сделанным под себя и для себя. То был Toyota FJ Cruiser на повышенной подвеске, 250-сильным движком, синим царапанным кузовом и промятой, простреленной из ружья крышей. "Как мы могли смотреть что-то другое?" – спросили мы себя, когда сели за его руль. Мужской радости не было предела!

Итак, день путешествия 1

Скомпоновали все вещи в нашего нового друга, к которому, по мужскому свойству, уже относились как к новому члену команды, и отправились в путь по Алматинской области. Движение в Казахстане чуть более строгое, чем в России. Основное различие – скоростной режим: максимальное его нарушение допустимо в пределах 5 км/ч, а не как у нас 20. Об этом стоит помнить.

Тем временем – большая компания друзей, шоссе, отличный автомобиль, лучшие пейзажи, свет солнца, любимая музыка. Появлялось чувство сбывшейся мечты.

Первым местом, которое мы запланировали посетить, стало озеро Иссык. Оно является территорией национального заповедника (как и почти все, что ожидает нас впереди), поэтому окружено заборами, КПП и охраной. Плата за въезд символическая, плюс бесплатный мусорный пакет, что очень предусмотрительно.

После часового пребывания на озере мы продолжили путь, ведь целью нашего дня было совсем иное место – астрономическая обсерватория на высокогорном плато Ассы, высшая точка плато.

Закат солнца в Алматинской обрасти начинается ранее, чем в более северной России, поэтому подъем по горному серпантину мы совершали в сумерках, а после и вообще в кромешной тьме. Это стало первым серьезным испытанием, ведь никто из нас не имел опыта вождения в таких условиях. Видно было лишь очертания кроны деревьев, свет фар за километрами пути и дорогу непосредственно перед машиной. Со сторон нас окружали овраги и горные скаты, которые были скрыты от нас ночной пеленой.

Нам предстояло ночевать на вершине. Температура неумолимо падала, ветер усиливался. В 23:00 этого же дня мы достигли цели. В свете фар мы установили палатки, прикрыли себя автомобилем от ветра и постарались уснуть.

День 2

16 июля. 05:00. Обсерватория Ассы.
Температура ночи опустилась до 5 градусов выше нуля, когда наши спальники были рассчитаны от 15 и выше. Первая ночь в палатке выдалась экстремальной, и выспаться никому не удалось. Но все это потеряло какое-либо значение, когда солнце озарило весь тот путь, который мы прошли ночью.

Я открыл глаза от возгласа брата: "Макс, вставай, посмотри, как здесь красиво. Тебе надо это заснять". Той ночью мы думали, что нас окружает лесной массив, что он стоит буквально в метрах 50 от нас, но, открыв палатку, мы увидели десятки километров горной глади. Активная работа фотокамерой и постоянное движение в поисках лучших ракурсов очень согревали, и мысли о холодной ночи улетучились.

После завтрака у нас было две дороги: вернуться на шоссе и проехать по гладкому асфальту, либо взять курс на водохранилище через все плато Ассы по горной местности. Очевидно, если у нас был бы другой автомобиль, то нам бы ничего не оставалось, как только повернуть в другую сторону. Но у нас было все, что нужно, и мы выбрали второе.

60 км за 6 часов, поврежденный глушитель и огромный рюкзак водительского опыта. Подъемы и спуски под 10-30 градусов и тонкая планировка каждого опасного проезда. Фантастические виды. Тот момент, когда Казахстан не дает тебе возможности не фотографировать.

Температура была за 30. Все мы желали только того, чтобы освежиться у водохранилища, к которому так долго ехали.  Но, увы, оно вряд ли могло бы нам в этом помочь. Красивое и недоступное. Полностью безлюдное. И с явным "ароматом" серы.

После обеденного перерыва перед нами встала дилемма: где найти топливо в глухой степи? Проехав еще около 30 км, мы вышли на село Кокпек. Да, топливо там можно было найти – у продавца продуктового магазина за двойную цену. Мы предпочли искать дальше. Один из посетителей этого магазина был водителем и подсказал, что нам необходимо вернуться обратно по трассе (по той, что мы могли поехать изначально) километров 35, и там будет заправка, а еще  дал совет всегда возить с собой канистру, т.к. в степи бывает на 100 и более километров нельзя сыскать ни одной АЗС . Так мы и поступили.

Как только бак наш был снова полон, мы взяли курс на одно из самых узнаваемых мест Алматинской области – Чарынский каньон.

По приезду, как и в любой другой национальный парк, нам озвучили прайс, по которому можно спуститься в каньон на машине. Если и стоило что-либо ответить, то только "shut up and take my money". Виды здесь говорят: "Hi, I am hot America". Кстати, спуск разрешен лишь только полноприводным автомобилям. Если будете там находиться, то учтите и этот момент.

Не сказать, что нам было приятно ехать на авто, когда все шли пешком, – солгать :) Но в течение того времени, что мы там находились, пешком мы прошли каньон раза 3 в обе стороны, выбирались из него, лазая по скалам, а не пользуясь лестницами и тропами с табличками. Почувствуй себя героем фильма "127 часов" (без шуток про руку).

По каньону течет река Чарын с сильным течением, и купание в ней запрещено... очередной раз. Но после ухода солнца за горизонт... Кто может помешать? В этот раз место не жгло нас пронзительным холодом, а согревало. Желание было только охладить в реке уставшие ноги, но ведь трудно остановится, когда уже зашел по пояс. И вот пора бы уже выходить из воды, и мысль, что в любой другой раз уже не будет возможности искупаться именно в этом каньоне. Прыжок в воду!

День 3

17 июля. 05:00. Чарынский каньон.
И тут мы поставили галочку напротив одной из строк нашего списка животного мира, который бы хотелось здесь увидеть, – скорпион. Как оказалось, с этим маленьким членистоногим я провел все утро (если не ночь). Экстремального мало, но поводом для сочинения феерических рассказов все-таки этот момент стал. Другим "счастливчикам" может повезти наткнуться и на гадюк, поэтому будьте осторожны.

Ближе к обеду любое место должно быть покинуто нами для того, чтобы увидеть нечто иное. Не покидало чувство, что теперь здесь нет ничего, что могло бы нас удивить. И как же я ошибался! Простой путь из точки А в точку Б дарил нам красивейшие горизонты. Ровная пустая трасса давала наслаждаться скоростью. Вождение стало тем, что приносило особенное удовольствие.

С трассы мы свернули к озеру Каинды. Здесь пейзаж степей сменился тайгой, а сухие земли наполнились водой. Шел дождь, но погода все равно оставалась приятной, теплой. Дорога шла по пересеченной местности, двигаться приходилось по рекам вдоль и поперек. И даже в такой, казалось бы, глухой, труднопроходимой местности есть КПП. А если судить по записям в книге посещений, то и озеро оставалось довольно-таки популярным местом интереса путешественников.

Озеро образовалось в результате землетрясения. Обвалившиеся скалы перегородили путь горной реке, создав собой естественную плотину. Благодаря ледяной воде затопленные ели не поддались гниению, а остались на своих местах, что теперь является особенностью этого озера.
Подъезжая к соседнему от Каинды озеру Кольсай, мы уже духовно готовились к холодной ночи номер 2, которую терпели на плато. Однако, если вокруг Каинды был лес, то Кольсай оказался чуть ли не курортом, чего мы явно не ожидали: гостиницы, гостевые юрты, кафе, парковка, прокат лодок и оборудованные места для кемпинга. В предвкушении отличного сна настроение команды возросло. Кроме этого, девушки получили долгожданный душ – но лишь этим мы ограничились, когда зашли за порог отеля.

Проехав по дороге еще километра 2-3, мы нашли гостевые юрты. Хозяевами были Махат и Пежамал. Во время учебного года преподаватели, летом – гостеприимные хозяева. К нам они были очень добры и создавали все условия, чтобы нам было комфортно у них находиться.
А настоящая юрта– это нечто! Да, конечно, она не настолько настоящая, как у кочевников в степях, но она была сделана для жизни в ней, а не напоказ, которые обычно ставят на городских мероприятиях и в качестве тематических сувенирных магазинов. Помещение, полное матрасов, одеял и подушек, которые можно кидать в своих уставших друзей!

День 4

18 июля. 12:00. Озеро Кольсай.
С озером встретили мы и большое количество туристов. У воды организован прокат лодок.
Вопрос об аренде лодок не требовал ответа. Арендовать на 30 минут и проплавать почти в два раза больше? Конечно! Хоть мы и отставали от графика путешествия (только лишь на часы), спешить в лодке не стали и наслаждались приятной прохладой и спокойствием.

Нац. парк "Кольсайские озера" является туристическим объектом и включает в себя 3 озера. Пути для автомобилей нет. Пеший маршрут имеет протяженность в 25 км и рассчитан на 3 дня. Также есть возможность арендовать лошадь. "Добро пожаловать в Казахстан!" – что тут еще сказать?)

Взяли мы курс на китайскую границу, чтобы хоть краем глаза увидеть пик Хан-Тенгри – высочайшую точку Казахстана, которая также является местом соприкосновения границ трех государств, из неназванных осталась только Киргизия.

Прямой путь от озер – это дорога среди зеленых холмов и полей, которые ограничиваются только скалами Тянь-Шаня далеко на горизонте. За это время можно не увидеть ни единой человеческой души, а только табуны лошадей, которые свободно перемещаются по этим местам.

Позже сменилось все степной гладью, которую к вечеру озаряло садившееся солнце, гравийная дорога – асфальтом, а автомобильного трафика... Так и не было. Совсем. Только представьте, как было круто ехать по отличному асфальту многие километры и приятно выдумывать, что дорога проложена только для тебя – такие кадры запоминаются на всю жизнь.

18 июля. 21:00. В районе села Нарынкол.
Тут сыграло с нами наше опоздание. Пик Хан-Тенгри стал для нас недоступен, т.к. солнце уже ушло за горизонт, и последующее движение не открыло бы для нас ничего нового – только темноту.

Приняв это фиаско, мы развернули автомобиль и двинулись в обратном направлении, к озеру Тузколь – оно, как и должно было, стало точкой этого дня.

День 5

05:20. Озеро Тузколь.
Ночь на озере была холодной, поэтому с рассветом поднялась на ноги вся команда, а не как обычно любители хипстерских фотокарточек.

Да, нам не удалось достичь пика Хан-Тенгри. Мы не приблизились к нему вплотную, но таки смогли увидеть его в это утро – он могущественно выделялся на горизонте среди прочих вершин, озаренный лучами утреннего солнца, которые придавали ему оранжевый оттенок.

Насладившись подаренным нам видом, не стали тратить время впустую и отправились в дальнейший путь. Сзади оставались горы и озера, впереди ждали саванны и полупустыни.

Это был 770 километр нашего путешествия. Время подходило к завтраку, и мы остановились у обочины посреди полупустыни. Отсутствие постоянного движения автомобилей и пешеходов дало нам возможность для ребячества, не испытывая при этом никакого чувства стеснения и какой-либо неловкости)

Лежать на дороге, сидеть на ней со своим завтраком, заполнять дневник... Играть в регби с моим спальником! В общем, делать все, чтобы сделать этот момент одним из самых запоминающихся)

К обеду мы уже приехали к нац. парку Алтын-Эмель. Прошли регистрацию и отправились к Поющему бархану.

Поющий бархан – одна из самых популярных достопримечательностей Алматинской области. Свое имя он получил благодаря звукам, которые издают песчаные скаты при движении. Их можно сравнить со звуками органа. Лучший способ их услышать – в сухую погоду подняться до вершины бархана и спуститься как с обычной горки. Однако подняться на него стоит не только ради необычного спуска, но и для того, чтобы посмотреть на Алтын-Эмель с высоты – видами вы огорчены не будете.

22:00. Национальный парк Алтын-Эмель.
Тот вечер, когда три мужика нашли свой мужской душ – это просто металлическая труба на высоте двух метров, из которой лилась вода горячего источника. Одно из ярких воспоминаний, ведь до этого нам так и не удавалось вдоволь насладиться водой, а солнце припекало землю ежедневно, и днем постоянно температура была выше 30 градусов. А в этот момент мы наконец почувствовали чистоту и свежесть.

Ночевали мы в специально отведенном месте для кемпинга. То был двор, на его территории живет семья. Главной особенностью этого места и одной из достопримечательностей всего Алтын-Эмеля является 700-летняя ива. Она закрывает обширную часть этого места. В остальной части двора находится яблоневый сад.

Так как это место для ночлега является единственным, то здесь всегда можно встретить и других путешественников – отличная возможность завести новых друзей и поделиться друг с другом историями.

День 6

20 июля. 12:00. Национальный парк Алтын-Эмель.
Обычным утром мы продолжили свой путь по национальному парку, взяв направление на горы Актау. Температура воздуха поднялась в это время до 38 градусов по Цельсию.

Прибыв на место, мы отправились по высохшему руслу реки. Такой пейзаж был для каждого из нас совершенно незнакомым: выжженная земля, глиняные горы, всюду саранча и отсутствие какой-либо другой живности в дневное время суток.

Дорога в одну сторону не составила никакого труда. Но полуторалитровая бутылка воды была осушена в нескольких километрах от места остановки, и предстоял обратный путь. На нем не было перевалов, подъемов и спусков, поэтому даже без воды он не стал для нас сложнейшим испытанием. Но тем, кто собирается остаться здесь ночевать и изучать окрестности, нужно не меньше нескольких баллонов.

Выехав из нац. парка Алтын-Эмель, мы направились в сторону Алматы. Заправив сначала топливный бак нашего автомобиля, а потом и свои продолжили путь. От села Сарыозек начинается шоссе А3, которое позже переходит автомагистраль. Эту дорогу уже не назовешь одинокой – она одна из главных артерий, которая ведет в столицу области. Это просто 178 км идеальной дорожной поверхности, где разрешено доводить стрелку спидометра до 110. Но, я думаю, редкий водитель ограничится этим)

Это было очень символично, ведь наше путешествие уже подходило к концу, а мы, как в классическом вестерне, уходили в закат. Но еще одно место мы планировали посетить, прежде чем вернуться к обыденной городской жизни.

На берегу реки Или есть "киношная" крепость – декорация для фильма "Кочевник", снятого в 2006 году. Хороший фильм получился или нет – этого я не знаю) Но сам городок сделан правдоподобно.

Спуск до этого места весьма крут, и поэтому не рекомендую туда спускаться на неподготовленном автомобиле. В любом другом случае, будете на А3 – сверните туда, места там живописные, есть место для рыбалки, купания и кемпинга (дальний спуск по картам Google – лучший).

К ночи мы вернулись в Алматы. Вылет стал точкой главы о путешествии по Казахстану и началом ожидания главы новой. Какая-то "бюджетная поездка в этом году" обернулась путешествием, которое переплюнуло песчаные берега курортов.

Говоря о тех местах, где мы побывали: автомобильным путешественникам посвящается. Думаю, лучшим дополнением для них станет только отсутствие конечной точки, ведь дорога не заканчивается. Лишь бы только была виза – и можно продолжить свой путь в направлении других государств)