Польша: туда и обратно

Это путешествие стало особенным для меня, так как оно первое мое самостоятельное путешествие. И, думаю, этим все сказано. Было невероятно здорово чувствовать, что это все ты сделал "своим руками" и просто наслаждаться впечатлениями.

День первый (а точнее вечер)

Итак, первым нашим транспортом был автобус (Ecolines), который довез нас до Гданьска (и подарил просмотр фильма в дороге).
Границы прошли довольно спокойно. На польской таможне поинтересовались куда едем - ответили, что в Гданьск с целью туризма, попросили бронь отеля – показали, вопросов больше не возникло. Позже проверили отпечатки пальцев прямо в автобусе.

Приехали в Гданьск на автобусе примерно в 20:30 по местному времени, месяц ноябрь, и в это время в Гданьске уже темно, да и с погодой нам не очень повезло - был моросящий дождь и холодный ветер. Минут 15 потратили, чтобы бегло ознакомиться с окрестностями вокзала: где поблизости стоят билетоматы, кассы, выходы на перроны, автобусные остановки и т.д. После этого взяли такси на стоянке у вокзала (да-да, они там самые дорогие, но в то время уже хотелось побыстрее добраться до теплого номера в отеле), за 23 злотых (по текущему курсу это составило около 400 рублей) таксист согласился доставить нас в отель.

Регистрация в отеле заняла буквально около 5 минут – подписали бумагу о прибытии, послушали, на каком этаже располагаются ресторан и наш номер, и отправились отдыхать.

Пару слов об отеле – Hotel Zatoka оказался очень чистым, новым, стильным, с приятным персоналом (немного говорящим по-русски и свободно говорящий по-английски). Номер соответствовал впечатлению об отеле в целом и даже улучшил его. Единственные минусы (но они абсолютно не помешали нам и были не особо ощутимы) – это отсутствие холодильника и чайника в номере, ну и для эстетов будет не очень приятным вид из окна- по крайней мере из нашего номера (нам он опять же не испортил впечатление). Убирались каждый день и приносили бесплатные бутылочки с водой. Можно было заказать завтрак за 24 злотых, но учитывая наличие поблизости местных магазинов Bedronka (в Калининграде, наверное, уже более популярен, чем Владимир Путин с Бараком Обамой вместе взятые) и Lidl, завтрак становится не так уж необходим. Bedronka прямо в здании отеля, Lidl примерно в 1 км. Но, если честно, взять чего-то поесть по существу в них для нас было нечего – чисто перекусочный вариант (в этом плане совсем неплох - булочки, овощи и фрукты там имеются), поэтому, возможно, стоило взять завтрак в отеле (нормально покушать в кафе, ресторане можно как раз в районе 20-30 злотых). Про опыт питания в Польше расскажу чуть позже.

Наш двухместный номер в Hotel Zatoka.

День второй

На этот день у нас был запланирован поход по Старому городу Гданьска (Старомясто). Старый город располагался примерно в 4 км от нашего отеля, и мы честно проходили их пешком (за исключением нашего отъезда из отеля - тут мы покатались на утреннем автобусе) и не пожалели, интересно было увидеть кусочек «обычного» Гданьска, за пределами туристического центра, где мы на минуту почувствовали себя в Калининграде (погода, архитектура, атмосфера в целом): подразбитый тротуар, здания, далеко не первой свежести, люди, идущие по своим повседневным делам, автосервисы, запах металла, какие-то маленькие частные заведения – парикмахерские, автомагазины, продажа мебели и т.д., в общем срез обычной, повседневной жизни жителей Гданьска.

Ближе к туристическому центру появились красивые соборы, здания с интересной архитектурой: например, Театр Шекспира -  а мы его обозвали «дворец Дарта Вейдера» - первое, с чем ассоциировался. В Старом городе, помимо красивой архитектуры, со всех сторон слышались беседы на разных языках (русский, немецкий, французский, итальянский), вдоль улицы - у ресторанов и магазинов стояли "зазывалы" и то и дело всучивали нам какие-то листовки и что-то рассказывали на польском, встречались и уличные музыканты - в общем, атмосфера старого европейского города поддерживалась, вполне, удачно. А мы, тем временем, погруженные в эту атмосферу, рассматривали здания, делали фото, прислушиваясь к беседам прохожих и пытаясь определить язык, на котором они говорят.

Далее немного фото, которые мы сделали, гуляя по Гданьску

Театр Шекспира, он же "Дворец Дарта Вейдера"

Народный музей

Зеленые ворота

Дерево тысячелетия

Фонтан Нептуна

Кран "Журав". Использовался для поднятия морских грузов, но я так и не понял, как он работает)).

Вокзал Гданьск-Главный

Просто красивая архитектура

Знаменитый "Гданьский Кораблик"- он катает людей в сезон, но нам покататься не удалось, он в это время не работал

Не успели, но что еще можно было посмотреть:

Ergo Arena, Вестерплатте. Хотелось бы взглянуть на зоопарк (расположен в Оливском парке).

В общем, Старый город Гданьска достоин посещения, красиво, атмосферно (атмосфера типичного европейского старого города). Сам Старый город небольшой, и его вполне можно и нужно обойти пешком. Погода нам попалась конечно мерзковатая, но она нам впечатление не испортила (может потому что уже привыкли к такой погоде в Калининграде и не особо уже обращаем на нее внимание).

Теперь немного о еде.

Перекусили в Bioway (вегетарианское кафе), где я немного удивился формату обслуживания: берешь поднос и двигаешь его по специальной дорожке-прилавку по направлению к кассе попутно можешь взять прямо с витрины себе различные напитки (а также кажется можно самому из кастрюльки налить себе борщеца), что-то по пути заказываешь у официанта за прилавком-витриной – она говорит это кассиру, и ты все это оплачиваешь и ждешь свой заказ за столиком - минут через 10 официант за стойкой оглашает твой заказ, который можно забирать и, наконец, наслаждаться. Все блюда в основном стоят до 20 зл. На 30 зл. вполне прилично и вкусно поел и попил (березовый сок и очень даже вкусный).
Также посетили McDonald's - но тут ничего необычного, все, как и у нас.

Начинало темнеть, погода портилась, и мы все так же пешочком направились в отель.

День третий

На третий день у нас была запланирована поездка в Мальборк, а именно в замок Мариенбург (это основная достопримечательность города). Уточнив утром время ближайшей для нас электрички до Мальборка с помощью сервиса jakdojade (о нем чуть позже), отправились уже по знакомой дороге к вокзалу "Гданьск Главный", чтобы приобрести билет на электричку. Очередей в кассы не было, и мы спокойно приобрели билет на двоих до Мальборка (стоил в одну сторону на двоих - 23 злотых). Далее проследовали к выходу на платформы и там же посмотрели расписание (желтое в рамочке висит), где указано время прибытия вашей электрички (поезда), остановки в пути и их время, номер платформы и пути, куда приходит поезд. Для удобства мы сфотографировали расписание – и в поезде мы уже могли ориентироваться, сколько нам осталось проехать остановок и через сколько будет наша остановка. Итак, зная все, что нам нужно, мы отправились на нужную нам платформу. Электричка пришла точно в назначенное время, и мы отправились в путь. Через минут 40 мы уже топали по довольно небольшому (но красивому в плане архитектуры) вокзалу Мальборка.

До Мариенбурга мы дошли пешком, что было довольно просто – т.к. городок небольшой и уютный, и минут за 15 мы добрались до пункта назначения, по пути сделав пару фото. У входа в замок располагаются кассы, где вы можете приобрести билет (обошелся в 29,50 злотых на человека) и получить аудиогид на русском языке (он дается бесплатно), после чего отправляйтесь на экскурсию в Средневековье. Не буду описывать все подробно (лучше всего скажут фото, а дальше судите сами), но говоря в целом – очень даже неплохо, окунаешься в атмосферу Средневековья, появляется интересное ощущение – стоишь посреди зала для торжеств, и понимаешь, что тут до тебя несколько сотен лет назад пировали короли, решались важные вопросы, в стены попадали ядра пушек (даже одно так и оставили стене - в память об осаде) при осадах, а в другой комнате трапезничали монахи. Довольно необычно ощутить себя частью этой атмосферы, жизни того времени, а ведь еще пару дней назад я был у себя дома и ел борщ, а теперь стою напротив трона, где сидел Великий магистр Тевтонского ордена, и это здорово, что в современном мире такое возможно.

Здание вокзала Мальборка

По пути в Мариенбург

На экскурсию мы потратили примерно 2 часа, и прикупив пару сувениров в сувенирной лавке (находится у входа во внутренний двор замка), мы сдали наш аудиогид и отправились домой (время электрички мы уже знали заранее и шли аккурат к её прибытию). Добравшись до нашего номера в Гданьске, мы с непередаваемым удовольствием погрузили свои тела на кровать (за день мы прошли пешком километров 20), ноги гудели, мы устали, но это была приятная усталость - и она того стоила. Вечер мы посвятили просмотру припасенных заранее фильмов и поеданию вкусняшек, приобретенных по пути в отель.

Чуть позже на ресепшене уточнили, нет ли каких особенностей с нашим ранним выездом из отеля, но нам сказали: «Не волнуйтесь, все будет окей». Также мы попросили поставить печать и подпись на нашем письме-подтверждении о пребывании в отеле (нужно было для польской визы). Чек об оплате номера нам отдали сразу при заселении.
И вот в 5 часов утра мы выехали из отеля, купили билетик по ночному тарифу в билетомате на остановке и отправились по утреннему Гданьску на автобусе до вокзала, где благополучно сели на наш автобус до дома, предавшись перевариванию новых впечатлений.

Казалось бы, все интересное уже позади, и ничего, кроме бесконечных польских полей уже не будет, но не тут-то было. Польские пограничники абсолютно спокойно выпустили нас с территории Польши. Но наши доблестные стражи границы решили досмотреть именно мой безобидный рюкзак (уже после того, как я прошел паспортный контроль и уселся в автобус). Больше из автобуса никого не досматривали, кроме одного паренька-иностранца, который не смог внятно объяснить, куда конкретно он едет. Итак, пропустив рюкзак через рентген, попросили выложить из него все на стол. Вываливая весь свой рюкзак на стол, попутно отвечал на вопросы пограничников – пару вопросов о сувенирах, куда ездил, зачем, на сколько дней, куда еду сейчас, где работаю, где учился, сколько лет (ток-шоу "вся жизнь за 1 минуту" с лейтенантом таможенной службы) и т.д. – в общем, суть вопросов была в проверке моей уверенности и правдивости, т.к. если что-то скрывать - то вероятно заволнуешься или запнешься, или информация будет расходится с той, что ты сказал 5 секунд назад. В общем, секрет прост – говорите правду, уверенно и спокойно – в конце концов, вы полноправный, законопослушный (ну должен им быть по крайней мере) гражданин РФ. В итоге, мне пожелали счастливого пути, и я вновь отправился в наш автобус – на этот раз до конечной остановки в Калининграде.

Немного организационных моментов

С местными общались на смеси русского и английского. Русский и польский языки похожи, поэтому довольно много слов и фраз созвучны, и мы не имели проблем в этой области. Да и вероятность, что тебя поймут на русском повыше, чем на английском. А вообще на крайний случай пользуйтесь языком жестов – его везде поймут.

Валюту (Злотый) приобрели в Калининграде, благо она у нас популярна не менее доллара и евро + банковские карты Сбербанка (с расчетами проблем не возникало).

Для брони автобуса Калининград-Гданьск использовали сайт Ecolines.

Отель бронировали через booking.com. Для польской (шенгенской) визы нам нужно было предоставить в консульство (подача через визовый центр) 50% предоплаты, поэтому связался по e-mail польским отелем и попросил списать деньги (указал это в «особых пожеланиях» при бронировании) как можно раньше с карты и прислать подтверждение. Проблем с отелем не возникло, деньги списали в день бронирования, подтверждение так же прислали в течении 10 минут.
Также, для путешествий решил оформить многократную польскую шенгенскую визу,  т.к. из Калининграда в Европу намного дешевле вылетать из Польши, а также многие автобусы едут из Калининграда в Европу именно через Польшу – соответственно весь паспорт будет в польских штампах. Да и в случае, если нужно будет «прокатать» визу и получить документальные подтверждения пребывания в Польше, то можно всегда съездить туда на выходные. Для того, чтобы претендовать на польскую многократную, нужно, минимум, иметь две однократные шенгенские.

Транспортное передвижение по Троймясту (так называют агломерацию Гданьск-Сопот-Гдыня) и за его пределами
Очень удобным приложением для прокладки маршрутов является сервис jakdojade (есть сайт и приложение для смартфонов). Задаешь точки отправления и прибытия, дату и время, и приложение дает тебе варианты маршрутов с номерами маршрутов необходимого транспорта, количеством остановок, ближайшем времени прохода нужного вам транспорта и т.д. - в общем, очень советую, приложение полезное. Работает по всей Польше (не только Троймясто).
Транспорт в Троймясте можно поделить на SKM и "Ztm Ggansk", «Zkm Gdynia». SKM - это что-то вроде наших пригородных электричек. ZKM и ZTM - это городской транспорт -автобусы, трамваи – в Гданьске они окрашены красным цветом. За пределы Троймяста уже нужно отправляться на региональном транспорте.

Отдельная тема — это билеты на транспорт. На дальние расстояния (за пределы Троймяста) вы можете купить билеты в кассах на вокзале.

На городской транспорт (трамвай, автобус) билеты можно купить в печатных киосках (обычно на них написано Tickets), билетоматах, и непосредственно у водителя (но будет несколько дороже).
На SKM (поездки в пределах Троймяста) - в специальных билетоматах и кассах на вокзале (цвет окраски белый с синими буквами).
Билет, купленный в кассе, необходимо прокомпостировать перед посадкой на электричку: компостеры находятся в тоннелях перед входом на платформу или самих на платформах.
Билет из билетомата не надо компостировать. Он будет действителен для проезда на первой электричке, которая приедет после покупки билета, конечно учитывая маршрут, который мы выбрали, покупая билет.
Также можно приобрести билет у водителя электрички (стоит дороже).
Для поездки на автобусе и трамвае действуют одни и те же билеты. В Гданьске и Сопоте автобусы и трамваи обслуживает фирма «Ztm Ggańsk», а в Гдыне и частично в Сопоте фирма: «Zkm Gdynia». Трамваи ездят только в Гданьске.
Стоимость билетов для Гданьска, Сопота и Гдыни одинаковая, но в Гдыне действуют билеты Zkm Гдыня, в Гданьске по билеты Ztm Гданьск, а в Сопоте действуют и гданьские и гдыньские билеты. Необходимо прокомпостировать билет сразу после посадки.

Для планирования маршрута мне было вполне достаточно jakdojade - ни разу не подвел.

Про компостирование билетов- городские билеты нужно прокомпостировать при входе в транспорт (есть специальный компостеры, в которые нужно сунуть билетик, и он вам поставит на нем дату и время компостирования). Региональные билеты компостировать было не нужно –их в самой электричке компостирует контроллер, который ходит по вагонам пока вы едете. Для себя я определил, что если на билете стоят дата и время его использования, то его не нужно компостировать (это если запутались))).
Совет: Если видите билетомат-можете купить билет заранее и позже в нужный момент его использовать, чтобы потом не покупать его у водителя или не искать ближайший билетомат (т.к. не на всех остановках они есть, а местные пользуются проездными).

Так выглядит билетомат на городской транспорт

Основные расходы:

1220р билеты-туда обратно
2500+1330 сборы на визу
790 р страховка
7900р двухместный номер на 3 ночи (по 3900 на человека)
23 злотых в Мальборк и назад - 370р
30 зл. билет на экскурсию  - 480р
4 зл. автобус - 64 р.
23 зл. такси - 370 р.
65 зл. еда - 1000 р.
Итого: 12024 руб.
3,5 дня, 2 города. А если у вас есть действующая шенгенская виза, то это минус 3830 р сборов.

Подводя итог моему первому самостоятельному путешествию, могу сказать, что это было здорово, интересно и оправдало все мои ожидания. Да, может, это не были норвежские фьорды или исландские ледники (уверен, я и до них доберусь), но это путешествие стало первым самостоятельным для меня и останется им до конца жизни. За пределами нашей повседневной рутины есть невероятно много нового.  Так что, друзья, вдохновляйтесь, путешествуйте и открывайте мир заново.

А это немножко польского ТВ напоследок (а музыкальные клипы с драматическими сюжетами на польском языке - это нечто)) ).