Прекестулен — скала-кафедра и визитная карточка норвежских фьордов

привораживаю самолеты и молюсь на дешевые билеты

В связи с экспедицией по Норвегии, которую мы планируем на июль 2015 года, я решил вспомнить и рассказать о своём первом знакомстве с этой удивительной страной. Тем более мне часто пишут: "Эльнар, как вы начали путешествовать?". Поэтому расскажу, как всё начиналось. Это были времена без айфонов, эра мыльниц, а не зеркалок, время, когда я разгуливал небритый и в очках. О, времена, о, нравы : ) Не судите строго за качество фото.

Первая поездка в страну викингов состоялась в 2009 году. Помню, как случайно нашёл билеты за 7000 рублей туда-обратно из Екатеринбурга в Осло, докупил билеты в Бремен (авиа с Ryanair вышли за 0,1 евро) и Амстердам. До этого у меня был опыт поездки в Австрию и Германию, Чехию и Польшу, Египет. Но мечтал я побывать на фьордах... Для этого даже снял денег с кредитной карты, чего стесняться? Я был студентом, но всегда мечтал о Норвегии и путешествиях, и отсутствие постоянного заработка меня нисколько не смущало. Я и сейчас считаю, что отсутствие больших финансовых средств не является преградой для осуществления своей мечты. Можно путешествовать и за 0 рублей. Было бы желание.

На тот момент я решил, что:

1. В дорогущей Норвегии будем жить через каучсёрфинг. Должен сказать, что в ту поездку меня каучсёрфинг очень приятно удивил: мне никогда не забыть ребят из Осло, у которых был кот по имени Пушкин, а также хоста Карстена из Бремена, который за 2 года изучения русского говорил на нём свободно. Благодаря ему я влюбился в Бремен, это же надо было так показать город! За вечер мы узнали о всех потайных местах.

2) В Амстердаме будем жить в отелях, отказавшись от каучсёрфинга, а то мало ли кексики с гашишом всё же торкают, зачем напрягать людей своим присутствием? : )

В составлении маршрутов главное - найти баланс, не переходящий за грани разумного. Так вот, остановлюсь на том, как мы покоряли Прекестулен. (Года через три я побывал и на Тролльтунге, тоже был тот ещё подвиг - подняться на эту знаменитую гору).
(Читать про пять самых красивых мест в Норвегии).

Берген считается самым дождливым городом в мире (300 дождливых дней в году). Есть такая поговорка: «Если вы не увидели Берген в дождь, то вы его не разглядели». В соседнем Ставангере такая же ситуация, и одежда местных соответствующая. Но этого я в октябре не знал. Когда мы, покорившие Прекестулен, шли обратно домой - я тихо ненавидел всех викингов с их мечами, норвежцев с модными носками, оленей, погоду и даже самолеты, которые нас сюда доставили.

Началось с того, что мы, прилетев в Хаугесунд, обнаружили, что никакого удобного транспорта  до Ставангера нет. Так мы в первый раз в жизни испытали на себе автостоп. Конечно, в дальнейшем я таким больше не занимался, но всё же в этом есть своя романтика. Автостопщиков я не осуждаю, их образ жизни понимаю, но не совсем принимаю.

Темнота, мы идём по дороге, капает дождь, идеальный асфальт блестит под каплями в свете уличных фонарей. Вдоль дороги пасутся барашки. Останавливается маленькая машинка с белокурой парой - дедушкой-военным и бабушкой-одуванчиком, на заднем сиденье георгины, кажись, едут с дачи. По-английски не говорят, звонят своим детям, которые и пытаются узнать у нас, куда мы едем. Оказалось, что нам не по пути, но они довезли нас до парома, где обаятельный дедушка в военной форме нашёл нам молодого нефтяника, который ехал в Ставангер на смену, и буквально приказал (дружелюбно) отвезти нас туда, куда нам нужно.

Мы погружаемся в громадный паром, море штормит, качает. Мы сидим и пьём чай, денег с нас никаких парниша не берёт (ни за паром, ни за чай), мы мило беседуем о нашем маршруте, о Росии... И знаете что? Вокруг всего этого (вокруг нас, и даже вокруг корабля) парит прям какое-то добро и тепло. Не верится, что нас подвозят люди, они так улыбаются и так дружелюбны. Что им реально интересно, откуда мы.

В итоге он подвёз нас до самого кампуса и не уехал до того момента, пока нам не открыли дверь. Лишь когда он убедился, что мы зашли в дом, с чистой совестью уехал на ночную смену на свою нефтяную платформу. Представляете?

Жили мы у студентки Марины из Москвы в роскошном кампусе, домики студенческие здесь весьма аккуратные. Большая кухня-столовая, у каждого своя комната. Душ. Фактически двухкомнатная квартира на двух студентов. Она очень удивилась, что мы успели за 2 часа доехать от аэропорта Хаугесунда до Ставангера. Могли бы быстрее, если бы паром 40 минут не ждали : ) Сошлись во мнении, что повезло. Попили чаю и завалились спать.

Утром посмотрели прогноз погоды, обещали пасмурный день с дождями, поэтому решили отложить Прекестулен до понедельника. Марина позвала на экскурсию, хотела показать место, которое ей очень нравится. Отправились мы смотреть мечи на берегу фьорда. Огромные каменные мечи викингов на холме в память о битве, которая была в тех местах в IX веке. Решающая битва, которая позволила одному из королей (Харальду Прекрасноволосому) объединить под своим флагом все норвежские земли в единое государство. Когда мы уже почти подошли к этим мечам, начался сильнейший ливень с градом. Я такого ливня никогда не видел. Только тогда я понял смысл выражения  "промок до трусов".

К вечеру мы пришли в себя и поехали в центр. Начали знакомиться с нефтяной столицей Норвегии. Итак, зарплаты в городе очень большие, много немцев, поляков, англичан. Представьте себе, сколько они зарабатывают, если даже немцы с британцами работают тут! Русские тоже есть, особенно студентов много, обучающихся в аспирантуре (нефтяные специальности). Цены в магазинах ещё выше, чем в Осло. Мы купили яйца (6 штук), хлеб (который ещё надо было приготовить в духовке - вкусный, кстати), сыр. За этот минимальный набор продуктов отдали рублей 600 (учтите, что это по курсу шестилетней давности). В будни в супермаркете можно купить всё значительно дешевле. Кстати, о сырах – классический норвежский сыр похож на вареную сгущёнку. И цветом, и вкусом. Сладкий-сладкий. Мне очень понравился, но я его переел : )

Вышли – прогулялись по центру, посмотрели на порт, озеро и храм. Пошатались по историческому центру с магазинами, людей нет. Пусто. Ливень был такой силы и с таким ветром, что ломал зонты.

В Ставангере есть очень интересный музей нефти, здание которого стилизованно под нефтедобывающую платформу. Жаль, не успели сходить из-за непогоды. Вообще, жизнь Ставангера перевернулась как раз из-за чёрного золота, когда он стал нефтяной столицей Норвегии в середине 1970-х. Раньше город был исключительно «рыбным», последняя консервная фабрика закрылась в 1966 году, а 1969 в Северном море была найдена нефть. В Ставангере располагается штаб-квартира крупнейшей нефтяной компании мира Statoil.

В 2008 году город был Культурной столицей Европы. Копался в Интернете и нашёл любопытную деталь: медь для знаменитой Статуи Свободы, установленной в 1876 году в заливе Нью-Йорка, была добыта в шахте Рогаланна (Ставангер). Сейчас эта шахта переделана в музей и открыта для посетителей.

Если поедете не летом, то советую одеться по погоде, так, чтобы не попасть впросак, как мы. Куртки норвежцы покупают очень длинные, сделанные из материалов, не пропускающих влагу. В магазинах продаются резиновые сапоги всевозможных цветов и с разными рисунками. До нашей страны эти сапоги дошли только через лет 5 : )

Нас же ждал открытый паром, с которого мы будем снимать видео и фоткать чудесную природу.
А плыть нужно было в Тау, паромы отходили каждый час.

В Тау познакомились с милыми гватемальцами, которые хотели с нами сконнектиться, чтобы на такси доехать до Прекестулена. Мы подумали, что обойдёмся сами, зачем деньги на такси тратить? Был несезон, осень как никак. Автобусов в Прекестулен уже не было, а он находился в километрах двенадцати. Машин тоже особо не наблюдалось. Пробовали автостопить. Но как-то не везло, мы всё шли и шли... Вокруг красота.

Идёшь по дороге, а вдоль неё скалы, с которых стекает чистейшая вода. Водопадами : )

Погода постоянно менялась - то пасмурно, то ясно, то дождь. Больше всего было бы обидно подняться наверх - а там туман и серость. Но до этого момента было ещё очень долго. Мы лишь в начале пути.

Наконец, мы сворачиваем с главной дороги по указателю, и нас подбирает симпатичная парочка норвежцев. Те очень удивились, что мы 90% пути прошли пешком. Итак, указатель у автостоянки показывал карту нашего подъема с километражем. Не радовало, учитывая нашу усталость.

Ландшафт шикарен, постоянно меняется. То озера горные, то реки. То поднимаешься по большим каменным глыбам, по которым бегут горные ручьи, то по деревянным мостикам. Всё это преодолевается за 2 часа, но, так как мы были ограничены во времени, мы совершили марш-бросок за 1,5 часа. Если бы не останавливались делать фотографии, то, может быть, вообще за час бы управились.

Кто-то шёл и потерял ботинок : )) Не дошёл, бедняга.

На пути сложно заблудиться, через каждые 3 метра попадаются отмеченные красным камни. Иногда идти было легко, иногда тяжело. Ещё было сыро, погода явно не для треккинга. Конец октября - всё же экстремальное время.

Тут же рядом гватемальцы только что доехали-доползли. В целом народу было мало. Мы боялись, что будет многолюдно -  в интернете полно фоток, где вся скала заполнена людьми. Так, что даже стоять негде. Пока никого нет - запечатлели красоту.

Мечта сбылась

From Russia with love

Спускаться было полегче, хотя часто спуск сопровождался подъёмами. Большинство людей, встречающихся на пути, говорят "Хэй" или "Хай". Типа приветствуем друг друга, сочувствуя в тяжелом пути. Улыбаемся... Мы все пришли ради одной цели, камни вокруг вместе с горными речушками и озёрами тоже молчали и журчали...

"Обязательно вернусь сюда", - говорил я. Обещание надо сдержать. Вернусь в тёплые июльские деньки во время своего кругосветного путешествия.

Но знайте, что одной поездкой в Норвегию вы не сможете ограничиться. Как не смог когда-то я.

10 вещей, которые нужно сделать в Норвегии.