Замок Вартбург в Германии

1 мая – праздник во многих странах мира, и Германия не является исключением. Но, несмотря на официальный выходной день, проснулись мы в 6 утра, ведь уже в 8 нам надо было быть в Ганновере, где мы договорились встретить папу с Леной.

Зная свою «пунктуальность», я заранее предупредил их, что вовремя возможно приехать не получится. В этот раз виной всему стала даже не наша с Аней утренняя нерасторопность, наоборот, ровно в 7, как и планировали, мы уже сидели в машине.

Я завел двигатель, и на приборной панели загорелась лампочка уровня охлаждающей жидкости. По пути пришлось остановиться на заправке, где она и была приобретена. Удивительно, что в Германии многие продавцы не знают слова «Антифриз», и при вопросе «Haben Sie ein rotes Antifriz?» на тебя таращатся как на сумасшедшего. Вместо него они используют немецкое «Kühlmittel».

На заправке был туалет, которым мы, без раздумий, решили воспользоваться. На входе лежало блюдце с монетками, типа - плати сколько не жалко, а рядом сидел бомжеватого вида мужичок, который, наверное, следил за соблюдением чистоты, получая своеобразные чаевые. Без всяких угрызений совести (ведь я итак потратился на заправке, так хоть за это получить бонус в виде бесплатного туалета), я сделал свои дела, и прошел мимо блюдца, ничего ему не оставив, но все же извиняющимся видом дав понять, что денег у меня с собой нет (кошелек в машине!). Мужичок понял, что я русский, и вслед вознаградил меня порцией отборного русского мата. Все-таки «свои» есть везде.

В 8:15 мы прибыли на автобусный вокзал Ганновера, но ни автобуса, ни наших гостей нигде не было. Стоит отметить, что сам вокзал по уровню чистоты напоминал пермский, на дорогах, по немецким меркам, было очень грязно, а при взгляде на подземные переходы с неработающими эскалаторами, исписанными стенами и запахом туалета возникало ощущение, будто мы находимся в России. Я предложил Ане дойти до здания ЖД вокзала, которое было совсем рядом, и поискать там. По пути туда мы встретили папу. Он сказал, что их автобус приехал раньше, и они ждут нас там уже полчаса. Внутри всё заметно отличалось от улицы, всё блестело и было вылизано так, что хоть с пола ешь.
По дороге обратно мы обсуждали наши планы и наслаждались цветущими полями рапса.

Дома, немного отдохнув и хорошо поев, было принято решение ехать в замок Вартбург, который находится в Тюрингии, на горе близ города Айзенаха в северо-восточной части Тюрингского леса, на высоте 441 м над уровнем моря, памятник культурно-исторического наследия Германии. В 1999 году внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Я забил в навигаторе желаемую цель (всего-то 250 км), и уже через 2,5 часа мы поднимались по крутому серпантину к замку. Некоторые люди, решив сэкономить, оставляли машины у подножия и тащились, думаю, минут 40 до платной парковки у замка. 5 Евро – небольшие деньги за непростой подъем. Мужичок перед шлагбаумом выдал нам парковочный талон и план местности с указанием всего необходимого – замка, стоянки, туалетов и прочего, спросив, знаем ли мы, что у нас болтается задний бампер (этот стандартный вопрос нам задавали все кому не лень. Почему? - об этом здесь).

Уже здесь чувствовался средневековый дух, а лес, росший на крутом склоне, был каким-то сказочным. Чего стоит одно только дерево с головой горгульи.

От стоянки к замку идет отличная дорожка с перилами, подъем по которой занимает всего минут 5.

Наверху есть гостиница, оформленная в стиле самого замка:

Остановиться на пару ночей здесь, наверно, одно удовольствие, хотя бы ради открывающихся видов:
(Вид на соседнюю гору)

Было бы больше времени, стоило бы туда подняться, с нее Вартбург должен выглядеть просто сказочно.

История Айзенаха связана с Вартбургским замком, который, согласно легенде, был построен в 1067 году. Рядом с замком находилось по меньшей мере три поселения, которые объединились в одно во второй половине XII века. Образовавшийся город, Айзенах, впервые упоминается в хрониках в 1180 году.

Айзенах был городом, где провёл детство Мартин Лютер, хотя он не был рождён там; он жил там и позже, получив покровительство Фридриха Мудрого во время преследования за свои религиозные взгляды. Именно во время пребывания в Вартбургском замке Лютер перевёл Новый Завет на немецкий. Город также известен как родина Иоганна Себастьяна Баха.

В 1869 году в Айзенахе была основана Социал-демократическая рабочая партия Германии, впоследствии слившаяся с Общенемецкой рабочей ассоциацией, образовав Социал-демократическую партию Германии.

Айзенах также известен своей автомобильной промышленностью. Раньше, здесь базировалось производство легендарных «Трабантов», затем «Вартбургов», а сейчас здесь находятся заводы Opel и BMW.

(Вид на замок с обзорной площадки)

(Замок со стороны внутреннего двора. В архитектуре сразу узнается итальянский стиль, привезенный в свои времена вдохновленными королями)

Насладившись всей этой красотой, мы направились в кассы. Нам очень сильно повезло, во-первых, потому что экскурсионная программа завершалась в 6 часов, а было уже 5, и билеты были куплены практически на последнюю экскурсию, а во-вторых, она оказалась еще и русскоязычной, несмотря на то, что Интернет говорил, что на русском языке экскурсий по Вартбургу не бывает. Как мы поняли позже, русскоговорящие гиды у них все же есть, но работают они только если наберется большая организованная группа русских туристов.

По счастливой случайности так и произошло. Гид говорил с очень сильным акцентом, и некоторые русские слова давались ему особенно тяжело, но при этом рассказывал обо всем очень интересно и даже явно понимая русский юмор, отпускал веселые шуточки. Сама экскурсия длилась примерно полчаса, но отлично передала дух замка и той эпохи.

Вообще, осматривая позже другие замки – Нойшванштайн и Хоэншвангау, этот мы вспоминали особо. Конечно, он был не настолько богатым, как другие, но, возможно, из-за гораздо меньшего количества туристов, а возможно, из-за живого рассказа гида, внутреннего убранства и окружающей природы, он казался более настоящим (впрочем, здесь с ним может тягаться разве что Гогенцоллерн, который и по сей день является действующим).

Кстати, частично Вартбург был скопирован и перенесен в Нойшванштайн. Идею вартбургских залов, Праздничного (отсюда была взята разбивка зала) и Песенного (отсюда была скопирована беседка) Людовик II воплотил в зале певцов в замке Нойшванштайн. Король обязательно хотел построить этот зал, поэтому сам замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг данного зала. Но  в отличие от Нойшванштайна, где этот зал используется в основном для туристов, вартбургский Праздничный зал работает еще и для школьников Айзенаха, где им выдают аттестаты об окончании средней школы, а иногда и для концертов.

После осмотра внутренней части замка мы решили немного перевести дыхание, сели на скамейку в тень рядом со старинным колодцем, достали бутерброды и смотрели на ручных голубей, которые гуляли по территории замка.

На обратном пути навигатор решил показать нам окрестности Вартбурга и г. Айзенаха, и мы катались по близлежащим деревушкам и поселкам, во многих из которых тоже были свои замки, конечно не настолько большие и монументальные, но вряд ли уступающие Вартбургу по возрасту.

(Чем еще можно заняться в Германии?)

Ну и в заключение еще немного фактов о замке.

• Замок входит в ТОП-13 сотни мест, которые надо увидеть в Германии по версии немецкого портала www.dw.de.
  • В сентябре прошлого года Вартбург посетил 30-милионный турист.
  • Вартбург называют «самым немецким из всех замков».
  • Во времена раздела Германии Вартбург оказался на границе между ГДР и ФРГ, а после падения Берлинской стены в силу своего географического положения и исторического значения стал одним из символов Объединения страны.