Таджикистан. Заключительная

«Через Среднюю Азию в Афганистан» с Виталием Раскаловым и Вадимом Махоровым

Цикл статей:

Таджики и узбеки не любят друг друга, вплоть до того, что в некоторых горных районах граница между государствами заминирована. Премьер Узбекистана утверждает, что такие меры были нужны, для того, чтобы во времена гражданской войны в Таджикистане никакие бандюганы вместе с наркотиками не перебежали в Узбекистан. Но мы-то знаем, что премьер лукавит :)

Таджики в свою очередь шутят, что нужно "этим узбекам" воду перекрыть, достроив Рогунскую ГЭС:

"Узбекистан опасается не только давления со стороны Душанбе за счёт ограничения подачи воды, но и катастрофических последствий для так называемых стран низовья в случае землетрясения в зоне электростанции и возможных последующих оползней и наводнений.

Учитывая тот факт, что Узбекистан находится ниже по течению, и имеет возможность отстаивать свои интересы не только политическими, но и военными методами ... "

Так и живут по соседству бывшие "Братские народы СССР"

39. Буквально сразу, как только мы въехали в Таджикистан, сменились пейзажи с пустынных на горные. И не смотря на то, что в Таджикистане много горных дорог, все они хорошие, без ям, что не скажешь о дорогах Узбекистана.

Перейдя границу, мы сразу же наткнулись на таксистов. Ловить попутки или идти пешком до ближайшего населённого пункта от границы не представлялось возможным. Пришлось добираться на бомбилах. По приезду в Худжанд нас снова хотели перепродать задорого другим таксистам до Душанбе, но мы вовремя спохватились и решили сами найти себе транспорт.

Наступал вечер, до Душанбе было ещё далеко, но мы хотели попасть туда непременно в этот день. Расспросив местных, мы узнали, что из Худжанда в Душанбе очень много перегоняют машин. Перегонщикам так и так нужно ехать в Душанбе, поэтому они задёшево берут с собой попутчиков, чтобы окупить себе бензин и не со своих денег платить за дорогу (да-да, в Таджикистане дороги платные, и это очень круто).

Как только мы подошли к заветному месту, нас окружила толпа водителей. Все кричали и пытались переманить к себе, выкрикивая цену и пытаясь отвести от толпы. В итоге мы поехали в Душанбе.

40.

После этой поездки я точно буду отличать узбеков от таджиков, чего раньше делать не умел. Отличаются эти народы не только внешне, но и акцентом. Нам попался водитель, который сразу признался, что взял нас только для того, чтобы поболтать. Денег попросил только на бензин и автобан. За дорогу разговорились и он предложил поселиться на пару дней у него.

41. В Таджикистане очень красивая природа, я очень пожалел, что мы большую часть времени провели в Узбекистане.

Впечатления от Таджикистана намного приятнее, я бы даже сказал, что я бы хотел сюда ещё раз вернуться, отдохнуть где-нибудь на природе. В отличие от узбеков, которые нейтрально относятся к русским, таджики, если узнают, что ты русский, расплываются в улыбке и говорят, что русский и таджик - братья навеки. Объясняя это тем, что Россия очень помогает Таджикистану.

Но не только Россия помогает Таджикистану выживать. Китай тоже приложил свою руку к этому, все новые дороги построили именно китайцы, на всех новых промышленных стройках тоже китайцы. Но Китай совершает тихую экспансию. Таджикистан за годы независимости уже передал Китаю 1,5 тысячи квадратных километров спорных территорий, общая площадь которых составляет 28,5 тыс. кв. км. Также утверждается, что в начале года Душанбе в счет погашения внешнего долга перед Пекином готовился передать часть памирского высокогорья, которое считается непригодным для жизни, но богато месторождениями драгоценных камней, редких минералов и даже урана. В Мургабе уже начались поисковые работы, делаются карты и в ближайшее время начнётся оценка месторождений.

42. Близ озера Искандеркуль.

Пришло время вспомнить об Афганистане, той цели, которую мы преследовали с самого начала. Чтобы попасть в Афганистан, нужна виза. Но получить её в России очень сложно без приглашения. Поэтому мы решили сделать визу в Душанбе. В Душанбе мы посетили Афганское посольство, где нам ясно сказали, что визу не дадут без письма из Российского посольства о том, что они отпускают своего гражданина в Афган. Естественно, в Российском посольстве такого письма никто нам не дал, так как обстановка в Афганистане неспокойная. Зато у Российского посольства в Таджикистане мы увидели очень много таджиков, которые что-то кричали, толпились у главного входа. Как говорят, все они хотели получить вид на жительство или российское гражданство.

43. Искандеркуль.

Наткнувшись на очередной фэйл, мы стали думать, что же делать, как попасть в Афганистан? Вычитали из форумов путешественников, что без приглашения и письма из посольства визу дают в Хороге - город на таджикско-афганской границе. Было решено выдвигаться в Хорог. Дорога до него проходит через Памир и она очень сложная, автобусы не ездят, добраться можно только на внедорожниках. От Душанбе до Хорога возят памирцы на своих джипах, стоит проезд примерно 60$ за человека

44.

Радостные, что увидим Памирские горы, мы отправились в Хорог. Дорога проходила через Куляб. Остановившись перекусить в этом городе, я по-быстрому забежал на рынок, хотел купить себе книгу в дорогу, но ни одной не нашёл. Ни на русском языке, ни на таджикском. Спрашиваю у местных, где можно купить художественные книги? Говорят, нигде, только в Душанбе.

Подъезжая к границе с Памирским районом, водитель спросил нас, всё ли в порядке у нас с документами? Присутствует ли у нас разрешение на въезд в Памир? Это был очередной фэйл, никакого разрешения на въезд у нас не было, и о его надобности мы узнали тоже только в тот момент. На границе с Памиром нас встретил пост с военными, которые вежливо попросили документы и разрешение на въезд. Это разрешение нужно только для иностранцев и обуславливается тем, что дорога проходит по границе с Афганистаном.

Разрешения не было. Говорят, что такие ситуации решаются как-то на месте, но в этот раз нам не повезло. Президент Таджикистана открывал какой-то новый мост в Памире, поэтому все посты были наготове, проверки и всё такое. В итоге нас высадили из машины, где-то в горах, у границы с Афганистаном. К слову, я ещё отравился в этот день и чувствовал себя хреново.

Удивительно, но военные очень извинялись, что не могут нас пропустить. Даже помогли нам добраться обратно до Куляба, поймав машину. Хотя с машиной тоже вышел фэйл. Водитель, увидев, что мы туристы, решил поживиться на нас. Так как мы нуждались в разрешении на въезд в Памир, он предложил нам сделать его "по-быстрому" в Кулябе у местных ментов. "Местные менты" оказались не ментами, а бандюками и решили просто ограбить нас. Но ничего не вышло, нам удалось скрыться. Это было последней каплей в чаше нашего терпения.

Следом мы отправились в Интернет-Кафе, чтобы посмотреть, есть ли авиабилеты в Хорог, но ничего подходящего не нашли. Ближайшие билеты были только через несколько дней, а во времени мы были ограничены.

В этот же день мы улетели домой.
====

Не смотря на все трудности, что мы пережили в этой поездке, не смотря на то, что мы не осуществили главную цель - не попали в Афганистан, этот трип всё равно был крутой. Мы получили много опыта, хоть и учились на своих ошибках. А в Афган мы наверняка ещё попадём, но в другой раз.

Хочется выразить благодарность проекту 59Travel.ru за умелую организацию поездки. Удобные перелёты, страховка, своевременное реагирование на ситуацию - за это спасибо.

Путешествуйте самостоятельно, но не будьте чрезмерно самонадеянны, тогда вы не столкнётесь с такими же трудностями, как у нас :)