Хива, Бухара и Самарканд

«Через Среднюю Азию в Афганистан» с Виталием Раскаловым и Вадимом Махоровым

Цикл статей:

Продолжаем наш рассказ о путешествии по средней Азии.

Из Муйнака у нас была цель добраться до Хивы, как оказалось сделать посредством автобусов или самолёта - это практически невозможно, по крайней мере, нам так утверждали таксисты. Прежде чем обратиться к местным «бомбилам» мы решили узнать местные расценки за одно место до Хивы, цены были более чем приемлемые, цена за человека колебалась для местных от 15 тысяч сумм до 20 тысяч, то есть за двоих получилось максимум 40 тысяч.

С оптимистичным настроем мы пошли искать себе транспорт с Муйнака в Хиву или на крайний случай до Ургенча, крупный ближайший город который находится всего в 20 километрах от пункта назначения.

Наш оптимистичный настрой сразу же развеялся при первых расспросах, оказалось, что до Хивы вообще никто не ездит, а до Ургенча цена за человека будет минимум 100 тысяч сумм (!).  Немного поразмышляв, решили попробовать добраться до Нукуса, а оттуда уже искать более выгодный вариант транспорта до Хивы.

Парень, который нас подвозил от Муйнака до Нукуса, оказался весьма добродушным и решил нам помочь договориться о нормальной цене за транспорт до Хивы. Коллеги по цеху не оценили его инициативу «помочь приезжим» и спустя несколько минут обычный разговор начал перерастать чуть ли не в драку. В итоге всё закончилось тем, что нам предложили поехать до Хивы за 60 тысяч с человека, для местных цена составляет в 2.5 раза дешевле. Естественно такой вариант нас не устроил, и мы решили добраться до Хивы нам чем угодно кроме такси, было решено ехать к автовокзалу, а оттуда выбираться на автобусе.

Стоит сказать, что таксисты в Узбекистане это самый отвратительный народ, не зная узбекского языка съездить из города в город по «местным» ценам практически невозможно. Первое – местные «бомбилы» не любят ездить на дальние расстояния, поэтому они обычно предлагают довезти до ближайшего крупного города, а там уже найти вам машину. Хитрость в том, что на самом деле они перепродают вас другим таксистам и с этого имеют неплохой процент, порой даже больше чем ваш новый водитель. Второй момент – ты платишь исключительно за своё место, то есть что бы уехать тебе недостаточно найти машину, тебе ещё нужно дождаться троих человек и только после этого машина поедет.

Сменив несколько автобусов и даже один троллейбус, почти за 10 часов мы добрались до Хивы. В город приехали поздно вечером, водитель автобуса помог нам с поиском жилья и всего за 4$ с человека в сутки, мы поселились в гостевом доме прямо напротив стен крепости.

Хива - город на великом шёлковом пути. Внутри Хивы располагается сам древний город, окружённый высокой глинобитной стеной - Ичан-кала. Фактически, это место является городом-музеем, потому что все в нем - от улочек, до любого здания, является историческим. Удивительно и то, что это как бы закрытый город, в котором до сих пор живёт 4000 человек, потомки либо богатых, либо известных людей того времени.

Одной из главных достопримечательностей это минарет высотой более 70 метров, оттуда открывается отличный вид на город.

Минарет Кальта-Минар, который должен был стать самым высоким минаретом в Узбекистане, но этим планам не суждено было сбыться. После смерти зодчего строительство было заморожено. Вообще на этот счёт существует множество легенд. Одна из них гласит о том, что когда Бухарский хан узнал о дерзком плане строительства самого высокого минарета (а на тот момент самый высокий был именно в Бухаре), он приказал зодчего убить, и вроде как его сбросили с этого самого минарета.

Хива замечательно тем, что всё её главные достопримечательности находятся рядом и обойти их можно за несколько часов, поэтому в городе мы пробыли ровно сутки. На следующий день рано утром мы поехали в Бухару через пустыню.

Бухара один из древнейших городов Центральной Азии. Возраст Бухары превышает 2500 лет. В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда, где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура. Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь. Здесь было более 60 караван-сараев, где размещались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран.

Бухара понравилась мне менее Хивы. Наверное, из-за того, что здесь огромное количество туристов.

В Бухаре мы так же пробыли всего один день, осмотрев всё достопримечательности, мы должны были встретиться со знакомым узбеком, проживающим в Бухаре с которым нам посчастливилось познакомиться в аэропорту Ташкента. Он обещал нас подбросить до Самарканда, на деле вышло, что он нас кинул. Целый день кормил нас завтраками, а позже вовсе перестал брать трубку. Так как из-за сложившейся ситуации мы пропустили утренний автобус в Самарканд, а торчать ещё один день в Бухаре не хотелось, мы решили попробовать добраться автостопом.

С автостопом в Узбекистане всё очень хорошо, за всю поездку стопом от Бухары до границы Таджикистана мы ни разу не простояли больше 5 минут. Иногда мы даже не успевали поднять руку, как тут же нас подбирала машина.

Самарканд.

В Узбекистане мы провели уже больше недели, время поджимало и чтобы уложится в 2 недели, нам нужно было срочно пересекать границу. Чем мы собственно и занялись. Забегая наперёд, хочу сказать, что перейти Узбекско-Таджикскую границу это, пожалуй, один из самых сложных квестов. К нашему несчастью самый удобный и быстрый пограничный переход «Пенджикент» уже несколько лет закрыт на ремонт. Наша главная ошибка была – это самонадеянность, раз этот погран переход закрыт, так будем просто двигаться вдоль границы. Проехав автостопом до Янгиера, мы узнали, что здесь погран переход только для военных и нам нужно ехать в Бекабад, он находился в 60км восточнее.

С шутками, прибаутками добравшись до Бекабада, нас снова ждало разочарование – этот переход был только для жителей ближайших городов. По нему можно пройти, но только при наличии Узбекского или Таджикского паспорта. Нас снова развернули и направили на 80км севернее к кишлаку Чанак, якобы там прямо на трассе находится международный переход. Стиснув зубы, мы снова пошли на трассу где поймали автобус, который нас подбросил до нужного погран перехода.

Переход границы занял не больше часа, на протяжении этого времени пограничники с узбекской стороны несколько раз предлагали нам оттянуться вместе с ними и закинуть насвая. Мы любезно отказались.

Люди поменялись, воздух стал прохладнее - мы наконец-то оказались в Таджикистане.